1

25 пунктов о Darktable2.0

Итак, долгожданная версия Darktable 2.0 вот уже как месяц представлена как кандидат в релизы. Ряд причин не давал мне ранее опубликовать данную новость. Эпопея перехода многих приложений Линукс на GTK-3 длится уже год, и многое не получалось, не избежали этого и многочисленные версии Darktable. Но вот теперь все более-менее стабилизировалось, поэтому можно описать нововведения и особенности данного кандидата в релизы.
Официальный сайт и другие крупные интернет-издания уже опубликовали списки основных изменений, нашему сайту остается еще раз о них напомнить и добавить свои небольшие комментарии.
Первое, это известие о наконец, удачном портировании интерфейса на GTK-3. Здесь можно только добавить, что у Darktable могут появится несколько новых векторов развития. Ведь достоинства GTK-3 не только в переработанной системе вывода данных, но и в возможности интегрировать приложения, написанные на новой библиотеке с себе подобными. Т.е., в принципе можно выстроить систему, подобную Adobe, где обработанный raw-файл можно импортировать в видео, графический 3-d редактор, Выстроить цепочку Darktable-Gimp-Blender вполне реально. Но это так, предположение. Возможностей у библиотеки много, а первой задачей все равно остается пока добиться стабильности работы программ. Свет в тоннеле уже появился, но говорить о том, что все хорошо и безоблачно еще рано.
Второй пункт — замена кэша миниатюр. Связано это тоже с GTK-3, и подвержено тем же проблемам. Но успех заметен — тормозов стало меньше, по крайней мере на мой взгляд.
Третий пункт, один из самых долгожданных многими. Добавлен модуль печати. Хотя, политика производителей домашних цветных принтеров стремится к тому, чтобы эти самые принтеры покинули частные дома — оригинальные картриджи выпускаются без возможности официально разрешенной перезаправки, качество аналогов тоже оставляет желать лучшего. Вот и падает спрос и немногие дома печатают фотографии, выгоднее печатать в салонах, выборочно, остальное хранится на домашних компьютерах, облачных хранилищах и т. д. Это о непрофессиональной технике, но массовость — та аудитория, на которую и ориентировано свободное ПО в первую очередь. Закончим с отступлением, пока модуль печати появился в Darktable, он даже рабочий, поддерживает icc-профили . По причине нечастого использования каких-либо выдающихся достоинств или изъянов пока не замечено.
Следующий, четвертый пункт трудно дается для перевода – reworked screen color management, буквально переделан экран управления цветами. Это относится к передыдущей новости в большей степени — появился режим цветопробы и коррекция цветового охвата. Методы эти будут описаны в следующих статьях, но они больше нужны профессионалам для предпечатной обработки. Любителям объясним, как использовать модули, но вот кто будет ими пользоваться — большой вопрос.
Пятый пункт — появилась поддержка текстовых водяных знаков. Давно пора, намного удобнее пользоваться встроенными решениями программы, чем изобретать что то свое или пользоваться решениями энтузиастов, описанными на этом сайте.
Шестое — для установки Darktable теперь не нужно устанавливать в качестве зависимостей библиотеки LibRaw и Libsquish . Ну это чисто пока техническая информация.
Седьмое — вместо модуля удаление пересветов появился модуль реконструкция цвета. Ну «удаление пересветов» работал отвратительно, поэтому и не описывался на сайте. Сейчас добавилось инструментов в модуле, попробуем, если хорошо себя покажет — напишем статью.
Восьмое — появился модуль коррекции точек черного и белого. Может неправильно назвал, пока его не смотрел в русскоязычной версии, посмотрим — если полезный, будет ему отдельная статья.
Девятое — изменения коснулись и модуля Тени и Света. Много к нему нареканий на самом деле было, тоже опишем, что стало лучше.
Десятое — добавлены пресеты интерполяции в модуле баланса белого. Ох уж эта интерполяция. Пока никому так и не удалось выпустить корректный инструмент, здесь физика до сих пор успешно побеждает программные методы обработки. Но упорство создателей графических редакторов тоже впечатляет. Хотя и на кону стоит очень многое. Посмотрим, что получилось, пока не думаю, что это какой-то революционный поворот. Также в балансе белого более точно теперь регулируется температура в Кельвинах
Одиннадцатое — шумовые профили вынесены в один внешний файл. Так и не удалось довести до конца эксперимент с созданием своих профилей шума о аналогии с описанными на сайте цветовыми профилями. Причина — очень все было неоднозначно, на разных дистрибутивах то удавалось настроить профиль, но работал он некорректно, то вообще не удавалось его создать. Постоянно не хватало каких-либо зависимостей, библиотек… Чтож, теперь может быть получится и результат будет радовать глаз. Тоже взято на заметку.
Двенадцатое —модуль дебайеризация для монохромных изображений. Еще точно неизвестно, будет ли он в окончательном релизе. Пока говорить не о чем.
Тринадцатое — настройки обрезки и поворота изображений могут быть вынесены в отдельный файл. Как то так я понял из перевода, что это значит — время покажет.
Четырнадцатое — в режиме обработки появилась возможность навигации с помощью клавиш пробел, ctrl, enter.
Пятнадцатое — появилась возможность экспорта изображений в pdf-формат. Тоже полезная опция.
Шестнадцатое — переработан модуль управление масками, изменения коснулись кистей, фигур, теперь они должны работать лучше (не замечал нареканий в их работе и раньше)
Семнадцатое — небольшие изменения внесены в подключение к Фэйсбуку.
Восемнадцать — исправлены недостатки в процедуре экспорта файлов. Их было много в этом году. Доходило до того, что после обновления программы экспорт становился возможным только из консоли. Хорошо, если исправили все баги.
Девятнадцать — тоже относится к этому году, когда при переключении с одного обрабатываемого файла на другой, пропадала история изменений первого. Достижением не назвать, но вернули функцию — очень хорошо.
Двадцать — в водяных знаках стало возможно изменять цвет, размер и сам шрифт и разрешение самого знака будет подстраиваться автоматически (проблема была описана на сайте).
Двадцать один — в модуле отображающем координаты GPS появилась высота над уровнем моря.
Двадцать два — теперь на базовой и тоновых кривых узловые точки добавляются не простым нажатием мыши, а с нажатой клавишей ctrl. Надо только привыкнуть, а так конечно удобнее будет.
Двадцать три — в модуле экспорта появился новый параметр Режим. Пока смотрим, если что опишем.
Двадцать четыре — незатронутый по той же причине, что и профили шумов, язык Lua. Теперь с его помощью можно создавать свои элементы пользовательского интерфейса. Замечательно, еще бы все это корректно работало — на сайте бы тогда статей прибавилось.
Двадцать пять – наконец, скрипты Lua будут хранится в отдельном репозитории. Тоже опишем что да как, если эти скрипты будут работать на основных дистрибутивах.
Вот такие заявлены изменения для Darktable 2.0 Бросаться подробно описывать сейчас нет смысла, подождем самого релиза и корректной его работы. А потом уж поработаем сами. Извините, если заметили какие-то неточности в статье — отписывайтесь в комментариях, исправим, поблагодарим.

12 комментариев к “25 пунктов о Darktable2.0”

  1. Добрый день!

    Подскажите, чем может быть вызвана разная цветопередача у дарктэйбл и гимп? у первого – больше красного, а у второго – синего. И в плане цвета неба это очень сильно бросается в глаза – вроде бы делаешь небо строго синим, а по факту – ядовито-бирюзовое.

  2. ну так сразу не сказать конечно, могу только предположить – мнения в этом вопросе сходятся на том, что профили, используемые в камерах нкорректно отображаются потом в различных фоторедакторах, если там используется другой профиль.
    Т.е. лучше всего для gimp использовать sRGB в фотоаппарате и в дальнейшей обработке. Многие используют для фото AdobeRGB, а потом цветопередача страдает. Отчасти это так и есть. В Darktable тоже примерно такая же ситуация. Но это лишь предположение, попробуйте снимать и обрабатывать в sRGB, если не поможет, напишите, подумаю еще.

  3. Я вот заметил, что Darktable как-то странно понимает профиль монитора. Меня всегда волновал вопрос: почему при работе в ДТ вижу одну картинку, а в экспортированном jpeg – несколько другую по цвету? Бился я с модулем экспорта – но без толку, разница была при любых настройках. А залез сегодня в модуль “Цветовой профиль вывода”, стал крутить настройки там – и при выставлении настройки “Профиль монитора” на Adobe RGB разница в цвете в ДТ и в экспортированном изображении практически исчезла. Странная штука – почему ДТ по-своему понимает профиль монитора, который он вроде берет из гномовского менеджера цвета? В общем, пока буду в профиль монитора подставлять Adobe RGB. Вот как бы это еще автоматизировать, чтобы эта настройка сама выставлялась ко всем изображениям? Профиль делал, применять автоматически ко всем изображениям – ставил. Но не работает что-то :( Или оно при импорте применяется?

  4. dimma,
    Поиграл с цветовыми профилями. Оказывается, по умолчанию в darktable “Профиль монитора” стоит “Профиль монитора”, если же выставить, как и везде “sRGB (для веба)”, то проблема сходит на нет.
    Спасибо, что направление указали!

    Кстати, в комментариях кнопка “ответить” для обычного пользователя не работает.

  5. Очень интересный вопрос! Берет Darktable профиль монитора, который именно называется “профиль монитора” в этом модуле из своих основных настроек – где комбинации клавиш настраиваются, распределение памяти и т.д – в левой вкладке “Основные” самый нижний пункт -по умолчанию стоит все, или на выбор Атом X.org или colord. Так вот, чтобы автоматизировать, надо выбрать colord и выставить там профиль монитора AdobeRGB. X.org универсально не напишу как настроить – там многое зависит от установленных драйверов видеокарты – с проприетарными будет один танец, с другими – другой – и бубны разные нужны, в зависимости от дистрибутива. а модули с двумя пиктограммами (где можно создавать профили сбрасывать установкиЮ, выключать модуль (вот этой пиктогарммы и нет), я давно заметил, нельзя их добавлять в набор пресетов по умолчанию.

  6. dimma, покопался в настройках DT – да, там есть выбор между colord и конфигом X.org, но изменение этого параметра ни на что не влияет. В сам конфиг X.org не лазил и не хочу. В colord есть выбор профиля, но Adobe RGB там нет – есть добавленные мною профили моего монитора и какие-то странные – сейчас не могу сказать, сижу с рабочего компа с виндой. Кстати, смена профиля в colord влияет на все программы, и вообще-то у меня в остальных граф. программах – редакторах (по крайней мере, Pixeluvo), штатном просмотрщике изображений ubuntu и в firefox-е цвета – одинаковы, и только лишь в DT цвета отличаются. Так что смена профиля глобально в системе ни к чему не приведет.
    Пока выкручиваюсь так, как писал ранее – для имеющихся в базе изображений ставлю “Цветовой профиль вывода” – Adobe RGB, для импортируемых изображений профиль применяется автоматически. Потом только немного цветокоррекции в одноименном модуле – и цвета такие же насыщенные, как и при профиле вывода “профиль монитора”, но экспортированный gpeg почти не отличается по цветам от того, что я вижу при обработке в DT. Почти…. если открыть полученный gpeg в просмотрщике и сравнить с открытым raw в DT “бок в бок” то разница в цвете всё равно видна – но уже не такая катастрофическая, а вполне приемлемая – без прямого сравнения цвета кажутся идентичными.
    К чему это всё? Обработав raw в DT, получив замечательные цвета и довольный собой, нажимаешь “Экспортировать” – а на выходе получается бледное (в буквальном) подобие задуманного. Ну, дальше полученное изображение можно докрутить по цветам в редакторе – я так и делаю для избранных изображений и для печати, но когда надо обработать сразу много фото и/или просто кинуть фотку во вконтач, не особо заморачиваясь – всё-таки хочется, чтобы на выходе было то же самое, что накрутил в DT.
    Эх, таки хочется уже DT2 с модулем печати! Часто хочется обойтись для обработки фото одной программой, а не перегонять их из конвертера в редактор. А еще помню использовал отдельную прогу для скидывания фото с аппарата в комп – во жесть была, зато – ЮниксВей во все поля! :)

  7. Да, не влияет, потому как настройки стандартные. Я, к сожалению не смотрел подробно, и colord не установлен у меня на основной машине. Знаю что в нем по умолчанию стоит профиль sRGB только. В X.org тоже настраивать не вариант – например в Gentoo у меня получится, но в других дистрах не будет возможности произвести эти настройки. Вообщем надо покопать будет в праздники, где то должен быть ответ на этот вопрос.

  8. Вопрос: имеется ли в DT модуль аналогичный Photo Merge в Lightroom?

    Примечание: Данный модуль упрощает “сшивание” панорам и HDR.

  9. не думаю, Антон. Здесь немного вступает разделение труда – в Линукс есть другие инструменты для создания и обработки панорам, Hugin например.

  10. Может не в тему пишу, но никак не могу понять где изменить dpi (ppi) при єкспорте? В версии 1.4 єкспорт в jpeg был с 72 dpi. В версии 2 уже 300 dpi. Как вернуть обратно 72 dpi? Спасибо!

  11. Сам спросил – сам отвечу: .config/darktable/darktablerc изменить 300 на 72 в строках plugins/imageio/format/pdf/dpi=300 и metadata/resolution=300

  12. Спасибо – сам, к сожалению так и не нашел ответ на Ваш вопрос!

Обсуждение закрыто.