Сентябрь 10

Базовая кривая в Darktable

Базовая кривая — модуль из группы основных в Darktable. Работает модуль в цветовом пространстве RGB и регулирует насыщенность того или иного цвета по гистограмме снимка. Инструмент представляет собой кривую, которую можно изменять с помощью мыши. Так же можно создавать отдельные узлы, для более точной коррекции. Есть выпадающий список, переключающий режимы базовой кривой. По умолчанию стоит режим линейный, где все цветовое пространство равномерно для редактирования. И второй режим — логарифмический. В нем две трети всей кривой, слева направо, отвечают за более темные участки снимка. Это сделано для возможности более точного редактирования темных участков.

При богатом разнообразии похожих модулей, появление базовой кривой объясняется тем, что по мнению официального сайта программы датчики фотокамеры камеры отображают снятые данные в линейном формате RGB, поэтому полученный raw-негатив кажется плоской и скучной картинкой. Поэтому производители камер применяют свои алгоритмы базовых кривых, когда они создают в камере изображения JPEG улучшая их цвета и контрастность. Поэтому darktable поставляется с пресетами базовой кривой, которые имитируют работу этих алгоритмов различных производителей фототехники. Они автоматически применяются к RAW изображению при его открытии в программе. Данные берутся для такой обработки из EXIF снимка. Это действительно так — открыв в Darktable файл для обработки можно сразу взглянуть на историю изменений — и там будет уже три пункта – «исходный файл», «резкость» и «базовая кривая». Это перевод из описания на официальном сайте Darktable. И тут стоп. По идее, практически все кто снимает в RAW, выбирают этот формат для того, чтобы получить изображения, содержащую всю информацию о цветах и оттенках снятого, которые передает выбранный ими объектив и отображает матрица фотоаппарата, сохраняя полученную информацию в цифровом формате. Дальше уже можно обрабатывать снимок, достигая желаемого результата. И зачем тогда спрашивается утяжеленная копия получившегося JPEG-файла, если подобие алгоритмов применяются к RAW-файлу при его открытии?..

Поэтому эта статья не о технике работы с модулем Базовая кривая Darktable. А о том, целесообразно ли вообще его использовать? Использовать можно, но лучше вручную, сбрасывая изменения по умолчанию двойным щелчком по кривой, или просто отключая этот модуль Второй способ лучше — можно всегда включить и посмотреть, не лучше ли стал снимок с этим модулем.

Вот примеры, снятые с разных моделей фотоаппаратов.

Вот пейзаж, снимок открыт в Darktable и к нему сразу применилось два модуля – «резкость» и «базовая кривая» :

пейзаж с кривой выбитое небоТакой практически безнадежный снимок — небо выбито, чтобы восстановить его надо применить градиентные фильтры в рисующей маске, тянуть света и тени. Заморочек много, а результат сомнителен — за небом потянутся и цвета деревьев. Пробуем отключить модуль щелчком по левому кружку рядом с его названием. Вот что получилось:

пейзаж с выкл кривой выбитое небоСовсем другое дело. Сайт и предупреждает, если в дальнейшей обработки изображения будут применяться модули из группы тоновоспроизведения — то лучше модуль Базовая кривая отключать. В большинстве случаев он дает ненужный контраст изображению. Но в некоторых случаях отключение модуля ведет к тому, что снимок становится тусклым. Это говорит что надо поднять цветовой контраст и увеличить яркость тонов. Еще один пейзаж:

пейзаж с вкл кривой фуджОтключаем модуль в надежде увидеть что то более привлекательное, но получилось вот так:

пейзаж с выкл кривой фудж1Увеличиваем цветовой контраст одноименным модулем:

пейзаж с выкл кривой фудж плюс цв контрастУже хорошо, тона только лучше теперь приглушить, сдвинув точку черного в модуле Уровни:

пейзаж с выкл кривой фудж плюс цв контраст плюс уровни1

Вполне нормальный снимок.

Итак, при пейзажной съемке базовую кривую лучше отключать. То же самое можно сказать и о портрете и ночной съемке — там без обработки в модулях тоновосроизведения никуда. Вот пример, где можно увидеть автора этого сайта. Краснодар, лето, набережная:

исходник с базовой кривойУвидел снимок — расстроился, сделал их немного, а везде такой контраст нежелательный. Если его убирать — лезут сильно шумы или снимок тускнеет. Повышаем цветовой контраст — этим модулем вроде не навредим снимку, но все равно не то:

исходник с цветовым контрастомОтключаем модуль базовая кривая, и вот получаем:

выкл базовой кривой

Вполне доволен результатом, остальные 5 снимков были обработаны так же. Шумы не полезли ни на одном.

Вот такой рассказ об неоднозначном модуле. В принципе его слабые стороны описаны здесь. Но бывает главное знать о слабых сторонах, а пользу можно уже получить в процессе обработки своего снимка. Например при съемке макро — в частности цветов, применение модуля вполне оправданно.



Copyright 2020. All rights reserved.

Опубликовано 10.09.2014 dimma в категории "Все статьи", "модули цветокоррекции
<!-- Yandex.RTB R-A-280270-1 --> <div id="yandex_rtb_R-A-280270-1"></div> <script type="text/javascript"> (function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-280270-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-280270-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks"); </script>

1 COMMENTS :

Обсуждение закрыто.