Сентябрь 19

Создание черно-белых изображений с помощью Channel Mixer в Darktable

Модуль Channel Mixer в Darktable и его аналоги в других редакторах цифровых изображений является одним из наименее изученных, но в тоже время и наиболее универсальным. С помощью этого модуля можно как и «спасти» неудачные снимки, а можно превратить заурядное фото в нечто большее. Считается, что этот инструмент создан для профессионалов, любителям его использовать трудно и непрактично. В этом есть изрядная доля истины, но… Профессионалы тоже когда-то начинали с нуля и не зря пришли к использованию Channel Mixer. Поэтому нелишним будет знать его полезные свойства, а самые упорные получат в свое распоряжение прекрасный инструмент, который даст не только много возможностей в цифровой обработке изображений, но и поможет изучить теорию этого процесса, где сойдутся точные математические и творческие составляющие. Когда знания этих составляющих будут большими, а приобретенный опыт — немалым, использование Channel Mixer покажется довольно легким по сравнению с описанными ранее, на практике самыми часто используемыми, модулями «Уровни» и «Кривая тоновоспроизведения». И возможностей у Channel Mixer на самом деле намного больше.

Материала много по данному модулю, поэтому данная статья будет посвящена получению черно-белых изображений с помощью Channel Mixer. Такой подход позволит сначала понять основы работы с модулем, освоить базовые приемы обработки. И следующим, логичным, этапом, будет изучение обработки цветных снимков.

Сначала ознакомимся с основными инструментами модуля. Их немного — первым идет выпадающий список «канал вывода», он стоит по умолчанию на красном канале. Так же там доступны зеленый и синий каналы, а также серый, оттенок (тон), насыщенность и яркость (светлота) каналов. И еще имеются три инструмента — ползунки регулировки трех цветовых каналов. Изначально все ползунки стоят в значении 0,000. Чтобы получить оптимальный цветовой баланс в изображении, надо стремится поставить все ползунки так, чтобы сумма их значений была равна единице. Это основное правило редактирования как черно-белых, так и цветных снимков. При этом можно использовать и отрицательные значения в одном или двух каналах. Это правило можно и нарушить, но тогда изображение будет в целом светлее или темнее оригинала. В таком случае необходимо применить модуль коррекции экспозиции, им уравнивая единицу в сумме каналов. Например, если ползунки красного, зеленого и синего каналов стоят соответственно в значениях 0,400 0,700 и 0,000, то нужно уменьшить экспозицию на 0,1 EV, получится в сумме единицва. Это общие правила. Остальное будет сильно различаться для работы с цветными и черно-белыми изображениями.

Чтобы получить черно-белое изображение с помощью модуля Channel Mixer достаточно в выпадающем списке канал вывода выбрать «серый» и сдвинуть любой из ползунков — снимок станет темным и теперь нужно выбрать пропорции в трех каналах.

С этими пропорциями тоже все с одной стороны не так просто, если не знать, что каждый из каналов во вкладке серый отвечает за свои параметры изображения. Синий канал регулирует резкость снимка, но одновременно в нем содержатся почти все цифровые шумы и артефакты. Поэтому часто в черно-белом фото ползунок синего канала сдвигается в отрицательное значение, чтобы уменьшить шумы. Но цена та же, что и при применении модулей подавления шума — возрастающая потеря резкости снимка. Но например, при редактировании портретов уменьшение значения синего канала ведет к сглаживанию кожи, убирая тем самым лишнюю ее текстуру и скрывая дефекты.

Пример вот такой, взяв снимок лошади, переходим в модуль Микшер Каналов, выбираем из выпадающего списка Серый, ничего пока не происходит, но стоит сдвинуть любой из ползунков каналов, и изображение становится черно-белым. Поставим изначально все ползунки поровну в значение 0,333. Понятно, что можно округлять смело до сотых, горячие клавиши для точной регулировки отсутствуют, так что придется изменять через контекстное меню. Вот что в итоге получилось:

лошадь ровноКак то все ровно и пресно, есть желание немного поднять контраст, прорисовать тени и сделать изображение чуть светлее. Поднимаем значения красного и зеленого каналов, компенсируем их уменьшением показаний синего, хотя кожа лошади и не сильно нуждается в отбеливании:

лошадь синий минусКрасный канал отвечает за яркость тонов снимка. Чем выше значение — те выше яркость оттенков и следовательно лучше заметны тональные переходы. Эта зависимая друг от друга пара тоже вынуждает регулировать этот ползунок с осторожностью. Чаще всего значение красного канала среднее, выше чем синего, но ниже чем у зеленого.

Для примера выберем вечерний пейзаж. Поставим как и в предыдущем случае все ползунки в 0,33. Из этого положения удобнее всего ориентироваться:

луна ровноКак то все резко, без переходов, но детали проработаны хорошо. Попробуем увеличить значение красного канала, а с ним и больше проявится полутонов, переходы станут плавнее. И уменьшим значение синего, убрав тем самым характерные шумы при съемке с недостаточным освещением:

луна красный макс

Совсем другое дело, и объем изображения стал глубже, он стал даже похож на карандашную тонированную зарисовку.

Зеленый канал отвечает за детализацию фотографии. Это значение обычно самое высокое — главное не увлекаться, а то изображение получится излишне контрастным и переходы тонов будут незаметны. Вот фото цветка в положении всех ползунков 0,333:

цветок зеленый ровноТемновато, нет объема и контраста. Уберем шумы, сдвинув уменьшив значение синего канала до нуля, а значение зеленого увеличим вдвое до 0,660:

цветок зеленый максТак намного лучше, взглянув на гистограмму можно еще уменьшить значение экспозиции, все же лепестки немного светловаты.

В наличии Channel Mixer есть несколько предустановленных профилей или пресетов. О профилях цветных изображений будет рассказано в следующий раз. А вот такие профили для есть для черно-белых снимков — перевод в черно-белое, усиление артефактов в ч/б, сглаживание кожи в ч/б и меньше синих артефактов в ч/б. Первый пресет ставит значения RGB каналов в 0,210, 0,720 и в 0,070. Эти пропорции подходят практически ко всем снимкам. Пресет усиление артефактов в ч/б увеличивает значение ползунка синего канала, большинство изображений становятся резкими, контрастными и темными, могут выступить нежелаемые артефакты. Профиль сглаживание кожи в ч/б наоборот, осветляет снимок, скрывая совсем мелкие текстуры. Это из-за большого значения ползунка красного канала, равного единице, и большому отрицательному такому значению синего, он равен минус 0,400. Ну и профиль меньше синих артефактов в ч/б тоже подходит для большинства снимков, его пропорции значений RGB 0,400 0750 и -0,150.

Но это еще не все «вкусности» Микшера Каналов. На официальном сайте есть таблица пропорциональных значений в описании модуля, которые имитируют черно-белые снимки на материале брендовых производителей пленок. Конечно это только имитация, но все же полезно будет изучить и применить. Насколько верна такая имитация — затрудняюсь ответить, в сети мнения знатоков пленочной фотографии разделились и вылились в долгий спор.


Метки: ,
Copyright 2020. All rights reserved.

Опубликовано 19.09.2014 dimma в категории "Все статьи
<!-- Yandex.RTB R-A-280270-1 --> <div id="yandex_rtb_R-A-280270-1"></div> <script type="text/javascript"> (function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-280270-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-280270-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks"); </script>