1

Модуль Баланс цветов Darktable

Надеюсь, за перерыв многие освоили вышедший и до сих пор обновляющийся Darktable 1.6. Можно назвать удачным обновление программы, есть радость, что проект активно развивается, баги устраняются, существующие модули улучшаются, появляются новые функции. Если так дело пойдет, то конкурентов в обработке RAW-файлов у Darktable не останется. Как неоднократно писалось, программа обладает одной уникальной возможностью — у нее есть инструменты, выполняющие по сути одни и те же функции с обрабатываемыми снимками. Кажется на первый взгляд, что такой дубляж будет излишним — отладка кода, устранение различных багов, получается двойная работа для создателей Darktable. Но зато появляется возможность работать в программе пользователям с разным уровнем знаний, новичкам и уже матерым знатокам. Первым можно прийти к Darktable буквально с пустым багажом знаний и расти, причем расти бесконечно, начиная использовать простые инструменты (автор в этом плане грешен — игнорирует, но доберемся и до них), переходить к более сложным, и так достигая дзена цифровой обработки (шутка с долей истины). Речь пойдет о модуле, который одновременно прост и сложен, расчитан как на новичков, так и для гуру. Плюс аналогов ему нет в других редакторах, за это его ценят очень многие. Называется он баланс цветов Darktable. Относится модуль к группе модулей цветовой обработки, но не все так просто.С помощью модуля баланс цветов в Darktable можно регулировать светлоту, яркость и контраст, тонировать снимок одним из цветов. В принципе это делает любой модуль, работающий с цветами снимка. Но баланс цветов очень тонко можно настроить и использовать. Панель инструментов немалая — три группы слайдеров, с заголовками Повышение, Гамма и Усиление. Многие авторы, пишущие о цифровой обработке изображений замечают, что с её терминами в русском языке просто беда, не миновала она и этот модуль, названия толком ни о чем не говорят. Но это не страшно. Во всех группах слайдеры называются одинаково — первый это «Коэффициент», три следующих это соответственно Красный, Зеленый и Синий, они имеют окраску по тональности указанного цвета в плюсе до его цифровой противоположности в минусе.

По умолчанию ползунки на слайдерах стоят посередине, в нулевом значении. Как уже написано, использовать модуль можно разными способами для операций с цветами снимка. Первый — очень простой, задачей его будет получить максимально насыщенные и яркие цвета из RAW-файла, вытащить все краски, разумеется в разумных пределах. Итак, возьмем снимок, где природа довольно наполнена красками.

Вот первый рисунок:

first

Здесь применена только обработка по-умолчанию, где основную лепту внес модуль базовая кривая.
В принципе уже неплохо, но использовать этот модуль трудно, не сразу понятно, за что отвечает наклон и изгиб этой кривой. Отключим его:

otkl_bas_kurv
Теперь попробуем самостоятельно получить цвета не хуже, чем предоставил нам этот модуль. Для этого перейдем в модуль баланс цветов, и подвинем ползунки в следующие положения:

finish_post

На рисунке хорошо видно что было сделано, ползунки цветных слайдеров Повышения сдвинуты в отрицательное значение влево, такие же Гаммы — вправо, ползунок «коэффициент» Усиления — тоже вправо. Теперь объясним, что сдвиг ползунка коэффициент аналогичен сдвигу всех трех ползунков цветных слайдеров. Так зачем же мы сдвинули их, вместо того, чтобы тоже просто регулировать коэффициентным ползунком? Для того, чтобы в дальнейшем иметь возможность более точно корректировать цвета. Вот пример, увеличим получившееся изображение:

korr_post_exp1

На листьях пальмы видно появились артефакты — много яркости в красном цвете, сдвигаем ползунок Красный Гаммы влево, уменьшая яркость:

korr_post_exp2

Артефакты пропали, если посмотреть на гистограмму снимка, то видно, есть пересветы и провалы в темное, предобработка базовой кривой давала более приличный вид гистограммы. Но много раз упоминается, не нужно зацикливаться на виде гистограммы, на самом деле наша обработка балансом цветов дала лучший резуьтат. Но чтобы немного приблизится к канонам, уменьшим на треть стопа экспозицию в финале:

fin

Вот теперь все хорошо с точки зрения классики цифровой обработки цветов, они не ядовитые (сравните специально необрезанный рукав желтой куртки, здесь он более естественный цвет имеет, чем после базовой кривой).

Пример то привели, но что делала каждая группа ползунков неясно, только упомянули раз о регулировке яркости и на этом все. Так дело не пойдет, пример авторской обработки дело хорошее, но важно понять суть работы модуля.
А суть такова — модуль работает почти аналогичен модулю Кривая тоновоспроизведения, с той лиш разностью, что регулирует не цветовые тона, не меняя изначальный цвет, а сами цвета. Причем для глаза человеческого разницы никакой не будет, в отличии от алгоритмов обработки этих модулей, которые оперируют совсем разными данными.
Вот и пример. Возьмем снимок изначально без ярких цветов, выключим все модули предобработки:

syroy

Теперь объясним работу каждой группы модуля баланс цветов. Группа усиление регулирует светлоту, делая цвета темнее или светлее. В оригинале инструкции официального сайта все расписано немного не так — там все просто, Повышение отвечает за темные цвета, Гамма — средние, Усиление — светлые, и ссылается на принцип работы модуля Уровни Darktable. Что делает картину еще запутаннее, Уровни такой модуль, где все относительно точек белого, черного, среднего. То есть ссылка рассчитана на продвинутых пользователей. А как же всем остальным — забыть и не трогать? Нет, на самом деле все просто. Повышение — это регулировка светлоты цветов — он делает цвета насыщеннее при сдвиге ползунков вправо и уменьшают ее, проявляя детали при сдвиге в минус влево. Гамма увеличивает или уменьшает яркость цветов (помните уменьшение красного в примере первой обработки? Именно там красные цвета стали менее яркими, убрав артефакты), а Усиление увеличивает или уменьшает контраст всего снимка или отдельно по цветам, светлые цвета становятся светлее, темные — темнее. Теперь практика.

Включим для нашего снимка модуль баланс цветов Darktable, и поставим такие значения — насытим все цвета, сдвинув ползунок коэффициент в разделе Повышение вправо, Гамму не трогаем, яркости в снимке особо нет, полезут артефакты, и повысим контраст, сдвинув коэффициент Усиления тоже в плюс. Результат такой:

bal_col

А теперь покажем еще один снимок, он для нашего глаза практически аналогичен, даже по гистограмме:

tone_curv

Здесь обработка того же снимка в модуле Кривая тоновоспроизведения. Что сделано? Увеличена крутизна кривой и она приведена в S-образное состояние — светлые тона еще осветлили (радиус верхней половины кривой поднят вверх) темные — сделали темнее (нижний радиус S вниз). Если сравнить две картинки последние, они одинаковые почти. Ключевой момент. В результате этого эксперимента выяснилась аналогия. Итак, плюс в разделе Повышение модуля баланс цветов действует так же, как если в модуле кривой тоновоспроизведения сдвинуть верхнюю точку кривой влево прямо из угла, а минус — вниз из угла, изменяя наклон кривой, Усиление, плюс — S-образная кривая, где верхняя часть буквы S стремится вверх, нижняя — вниз, минус — полностью наоборот, S вверх ногами полчится. Ну а Гамма — это когда кривая становится выпуклой вниз (минус) или вверх (плюс баланса цветов). При сдвиге ползунков всех трех групп баланса цветов можно получить любой изгиб аналогичной кривой тоновоспроизведения, экспериментируйте! Вместе эти модули применять можно, но с практической точки зрения в этом нет смысла, они взаимозаменяют друг друга, при этом модуль баланс цветов Darktable более гибок, и результата от него можно добиться более значимого.