1

Darktable в фотолаборатории

Не секрет, что для полноценной обработки фотографий возможностей одного только редактора RAW-файлов может не хватить. И требуется дальнейшая работа в фоторедакторах — Gimp или Photoshop. Такая комбинация называется цифровой фотолабораторией. Хочется рассказать об одном из способов применения Darktable в составе подобной цифровой фотолаборатории. Существует мнение, что алгоритмы редакторов RAW-файлов хорошо обрабатывают тональность снимка, а вот сами цвета лучше обрабатывать в фоторедакторах. Но здесь есть одно но. При таком утверждении забывается об обработкке снимка самим фотоаппаратом. Т.е., при обработке RAW-файла мы используем только возможности матрицы и объектива фотокамеры, не используя возможности программного обеспечения устройства для пост-обработки снимков. А оно вполне качественное у современных камер. Подобное эмулирует в Darktable модуль «базовая кривая», но к сожалению не всегда точно.

Об этой неточности писалось уже в статье про “базовую кривой”. Но можно в цифровой фотолаборатории задействовать ПО фотокамеры для своего варианта обработки. Программа фотоаппарата в большинстве случаев производит предобработку JPEGфайлов. То есть для достижения цели надо инструментами модулей тоновой коррекции обработать RAW-файл в Darktable, а в фоторедакторе совместить два слоя — один импортировать из Darktable в формате TIFF 16 bitt, другой — JPEGфайл из фотоаппарата. И поставить режим смешивания «цвет» в Gimp или «цветность» в Photoshop. В последнем случае еще нужно перевести получившийся TIFF в цветовое пространство LAB перед добавлением нового слоя. Естественно, в настройках фотоаппарата должно быть указано сохранение снимков в RAW и JPEG одновременно.

Вот такая теория нашлась на просторах интернета. Попробуем посмотреть, что получится на практике. Возьмем пейзажный снимок, так он выглядит RAW, открытый в Darktable:

cite raw 1-й

а так JPEG, созданный фотокамерой:

_1220696 из камеры

Вернемся к первой картинке. Выключим модуль «базовая кривая» и используем модуль «Кривая тоновоспроизведения» для, данном случае, насыщения тонов и увеличения контраста. Для этого выберем профиль по умолчанию для канала L «средний контраст» и немного круче поставим кривые в каналах a и b:

cite raw 2-й

В принципе, обработка в Darktable на этом закончена. Стоить обратить внимание на гистограмму в модуле «Кривая тоновоспроизведения» – именно такое расположение считаеся известными мастерами цифровой обработки идеальным — снимок находится в таком тоновом диапазоне, который различим для человеческого глаза. Об этом есть много статей, желающие их легко найдут. Далее импортируем снимок в 16-ти битный tiff и открываем его в Gimp. Поддержка его работы в Linux с 16-ти битными файлами реализована в данный момент в экспериментальных версиях, способы установки для каждой операционной системы семейства Линукс разные, их можно тоже найти при желании. В Gentoo для этого надо просто размаскировать 9999 ebuild Гимпа. Открываем далее JPEG-файл как новый слой, вид пока не очень:

cite raw гимп 1-й

Теперь меняем режим смешивания на «Цвет» – прямо чудо, снимок действительно сильно преобразился:

cite raw гимп 2-й

Этот снимок искался недолго для написания статьи — просто была выбрана одна из фотографий, у которой сохранился камерный JPEG, когда автор узнал об этом способе обработки. Второй удачный снимок пришлось искать дольше, отсюда вывод, что этот метод далеко не универсален. Хотя при обработке портретов тоже оказался кстати — сглаживает кожу, оставляя при этом ее естественный цвет. Снимок же из примера сделан на низком ISO, когда тени «рвутся», и был удачно экспонирован. Поэтому его обработка получилась успешной. В других случаях надо было корректировать дополнительно экспозицию в модуле “Уровни”.

В заключении следует отметить, что не все камеры делают абсолютно одинаковые RAW и JPEG – в некоторых они не будут совпадать и наложение слоев не получится сделать.