Январь 24

Экспозиция в Darktable 2.0

Ну вот все же удалось установить, настроить и начать обрабатывать raw в Darktable 2.0. Теперь можно начинать серию статей о новшествах программы. Заодно описывать те изменения, которые не стоят выхода отдельной статьи, но кому-то могут пригодится побыстрее разобраться с программой. Первый модуль, изменения которого хочется описать, конечно же Экспозиция в Darktable. Все же он является одним из частоиспользуемых, даже если смотреть, какие статьи на сайте популярны по количеству просмотров, то он является несомненным лидером. Плохо это или хорошо, не знаю, лично использую этот модуль довольно редко, предпочитая использовать другие инструменты, в конце статьи приведу пример по этому поводу. Модуль Экспозиция в Darktable притерпел большие изменения. Все началось еще год назад, когда была выпущена версия Darktable 1.7, так и не ставшая релизом. В модуле появился автоматический режим и инструмент с названием Процентиль. Сам термин из математической статистики, но в обработке изображений он используется давно, в частности в Фотошопе он есть, но как справочная величина, непосредственно прямого инструмента его изменить там нет. А в Darktable 1.7 такая возможность появилась. Но сама версия программы не стала популярной, весь 2015 год выходили релизы Darktable 1.6, где ничего подобного не было. Но вот в Darktable 2.0 ожидаемо появились новые инструменты в модуле Экспозиция. К ним мы еще вернемся, описывая пример обработки.

Вот собственно и он:

ecsposure Darktable 2.0Для подобных модулей нужен обычно очень плохой снимок, который сделать не легче, чем хороший. Поэтому пришлось из окна поезда снимать окрестности, причем при закате, когда освещение было недостаточным. Не думаю, что после обработки снимка получится шедевр, но вот наглядные изменения на нем будут хорошо видны. Открываем его в Darktable 2.0. Первое, что бросилось в глаза — в истории изменений теперь применяется по умолчанию четыре пресета — к Ориентации, Резкости и Базовой кривой добавился модуль Цветовой профиль вывода. Ну решение справедливое, эта тема поднималась в комментариях, многие при экспорте Darktable сталкивались с тем, что результат выглядит не так, каким он был при обработке. Цветовой профиль стоит по умолчанию sRGB для web. Что справедливо для большинства случаев. Ну ладно, открываем модуль Экспозиция в Darktable 2.0. По умолчанию стоит режим Вручную, в нем изменения минимальные — появилась пипетка, при нажатии на которую происходит автоматическая корректировка экпозиции по выбранному участку снимка. По умолчанию этот участок — весь снимок:

ecsposure_full3

Курсором мыши можно выбрать свою произвольную область, для пейзажа обычно выбирается прямоугольный участок по границе горизонта, захватывая темные и светлые области:

ecsposure_full4

Если в выделенном прямоугольнике будут преобладать темные пиксели, то модуль автоматически будет делать снимок светлее, если светлые — то напротив, снимок затемнится, помещаем в выделение больше неба и получаем вот такой результат:

ecsposure_full5
Смотрим на ползуны, на слайдере Экспозиция хоть и выставилось значение + 2,38 EV, но слайдер Темные области сместился в плюс, затемнив тем самым еще больше все темные участки, а так как снимок был не очень хорошего качества, в тенях уже появляются артефакты. Можно, конечно выставить режим смешивания Светлота и уменьшить непрозрачность, получится вот так:

ecsposure_full6
Условно скажем, пойдет, в других модулях можно улучшить затем это фото насколько это будет возможно.

Теперь сбрасываем изменения и переходим в режим Включить. Странное название, пока не видел как будет в англоязычной версии, по логике если один режим называется Вручную, второй будет автоматический. По сути так оно и есть — видим, что значения на слайдерах изменились, фото стало в целом темнее:

ecsposure4Здесь названия слайдеров немного другие, к уже знакомому Темные области добавились Процентиль и Целевой уровень, плюс есть значение Рассчитанная коррекция. Автоматом изменяется Целевой уровень, здесь он показывает значение минус 4EV, на первый взгляд серьезная поправка. Рассчитанная коррекция же показывает 0,29EV. Уже более приемлемая цифра. Попробовав включить Экспозицию в этот режим на других снимках убедился, что Целевой уровень выставляется всегда минус 4 стопа, а Рассчитанная коррекция показывает реальные изменения экспозиции. И если изменять значения Целевого уровня, то изменяется и Рассчитанная коррекция, показывая реальный сдвиг экспозиции. С этим разобрались, в принципе можно не трогать, алгоритмы такой автоматики работают нормально, теперь рассмотрим, что можно сделать с Процентилем. По умолчанию его слайдер стоит в положении 50%. Если навести курсор на слайдер, появится подсказка – where in the histogram to meter for deflicking e.g. 50% is median. Честно сказать не слишком понятно, flick — латать, deflicking — дырявить что ли?.. Ну да ладно, сдвинем слайдер влево, до примерно 25%:

ecsposure5

Снимок стал светлее, Рассчитанная коррекция показывает теперь 1,77EV. Теперь сдвинем Процентиль до 70%, результат — темный снимок, пришлось увеличить Целевой уровень на два стопа до -2EV:

ecsposure6

Ну примерно тот же результат, что и на предыдущем рисунке. Пока можно сделать такой вывод — в статистике процентиль является значением доли чего либо в процентном выражении, в нашем случае это доля светлых и темных цветов в RGB, 0% это все пиксели становятся максимально яркими, 100% – максимально темными, т.е. получается значение процентиля увеличивает долю темного цвета во всех пикселях изображения. Поэтому 50% в автоматическом режиме — оптимальный вариант. Может со временем найдется практическое применение этого инструмента, пока же с его помощью каких-то преимуществ в обработке не обнаружено.

Вот коротко и все об модуле Экспозиция в Darktable 2.0. Но проще такие снимки обрабатывать в других модулях, вот альтернативная обработка, окончательный вариант:

ecsposure_fin

По истории изменений видно, после пресетов по умолчанию был использован модуль Цветовой профиль камеры, где выбран AdobeRGB, что соответствует режиму камеры, в котором произведен снимок, но результат получился очень темный, поэтому дальше – модуль Починка профиля ввода, осветлили снимок и вручную выставлен Баланс белого, по участку со снегом. Потом в модуле Цветовые зоны увеличена насыщенность, но не всего спектра, а с помощью пипетки выбран участок, чтобы подчеркнуть закатное небо. Если вспомнить, в каких условиях все это снималось, то результат вполне приемлем. И обошлись без коррекции Экспозиции.

Если честно, то сам использую этот модуль редко — при его изменении в положительную сторону очень быстро в тенях вылезает шум, при уменьшении EV теряется насыщенность цветов, и их естественность довольно трудно восстановить потом. Правда в пересвеченном шумном снимке с большим значением ISO при уменьшении экспозиции убираются очень хорошо шумы, никакой модуль шумоподавления не сравнить. Но это уже так — практический совет обладателям фотокамер с шумными матрицами, выставлять коррекцию экспозиции при съемке на высоких ISO в плюс 1-2 EV, а затем в Darktable сдвинуть в минус ее — так можно убрать шумы. Тоже самое можно проделать и с помощью слайдера Процентиль, этот инструмент в Darktable 1.7 делал это довольно качественно. Правда это утверждение верно не для всех моделей камер, подходит ли метод, для той, которую Вы держите в руке, можно понять только практикой.

Ну и в заключении расскажу об изменениях в параметрах экспорта в Darktable 2.0.

export Немного изменились действия при совпадении имен (теперь написано «при конфликте») – по умолчанию create unic name, означает что к имени файла будет добавлен номер в конец (так и было), можно выбрать второй вариант — перезаписать файл. Ну и теперь есть действие разрешить увеличение размера. Этот параметр быстро не описать — нужно посмотреть, как корректно будут работать алгоритмы интерполяции и как это скажется на качестве снимка. Удачных снимков и обработки, если понравилась статья — ставьте плюсы на значках соц сетей, буду рад!


Метки:
Copyright 2020. All rights reserved.

Опубликовано 24.01.2016 dimma в категории "базовые модули обработки", "Все статьи
<!-- Yandex.RTB R-A-280270-1 --> <div id="yandex_rtb_R-A-280270-1"></div> <script type="text/javascript"> (function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-280270-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-280270-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks"); </script>

1 COMMENTS :

  1. By Павел Щёголев on

    Интересно, не подозревал об этих изменениях. Хотя я в этот модуль почти не захожу – изменяю непосредственно на гистограмме, если надо. Но информация всё равно познавательная.

Обсуждение закрыто.