Март 21

HSV в Микшере Каналов Darktable.

Ни для кого в мире обработки цифровых изображений не является секретом, что существует несколько цветовых пространств. Об обработке в LAB и RGB в Darktable уже написаны статьи с начальной информацией, в будущем этот вопрос будет освещен больше. Теперь пришло время провести небольшой обзор в рамках одного из модулей Darktable цветового пространства HSV. Этим модулем является Микшер Каналов, его первые три инструмента в выпадающем списке — Тон, Насыщенность и Светлота. HSV и есть аббревиатура этих слов по английски. Вернее это и не отдельная световая модель, а линейное преобразование RGB, но свойства у нее свои уникальные, и посмотрим, как их можно с пользой использовать в Darktable.

Если открыть модуль Микшер Каналов, выбрать один из трех первых выпадающих списков и поиграться, передвигая ползунки на слайдерах, то наверняка снимок приобретет неприглядный вид. Чтобы понять, как пользоваться ими, начнем с самого начала, с теории. С формулами преобразования RGB в HSV можно ознакомиться в интернете, такой информации много, честно сказать не люблю работать по цифрам, больше доверяю глазам. Кстати даже Википедия заметила, что в HSV любят работать художники, так как воспроизведение цветов в этой модели ближе всего к восприятию человеческого глаза. Может быть и так. Составляющие HSV ближе и к логическому мышлению в описании цвета — какой он, какова его насыщенность, темный он или светлый. Но модель HSV специально не подстроена под зрение человека, окончательное отображение цветов зависит от устройства вывода — монитора, экрана планшета, фотобумаги и т.д. Поэтому, работая с HSV в Darktable часто возникает необходимость использовать два дополнительных модуля, о них будет рассказано ниже.

Итак, три инструмента модуля Микшер Каналов — тон, насыщенность и светлота. Начнем не по порядку, а с середины. Если зайти в сохраненные профили этого модуля, можно увидеть два с названием «повышение контраста в цвете» и «повышение детализации в цвете». Помню, когда знакомился с Darktable, перебирал такие профили, смотрел, что меняется, чтобы понять все премудрости обработки. Поступим также — откроем фото,

и применим к нему один из этих профилей, «усиление контраста в цвете».

И вот так просто решилось — небо стало более выразительным, еще один из способов как сделать небо синим в Darktable. А что произошло? Откроем выпадающий список, светлота — видим, значение красного увеличено до 0,800, зеленый и синий увеличены до 0,100, все пропорционально, в сумме 1,000, т. е. Фотография не стала темнее или светлее. Хотя дальше станет понятно, в HSV такая пропорция не так важна, как в RGB. Эксперимент номер два, открываем еще одно изображение

mix hsv det1

Применяем профиль «усиление детализации в цвете»:

mix hsv det2

Фон стал светлее, а кактус вообще не изменил ни тон ни цвет, ни яркость, попробуйте такого добиться в других модулях… Смотрим в модуль — теперь зеленый в светлоте 0,800, остальные по 0,200. Синего нет в профилях, но попробуем что-нибудь сделать, чтобы стало понятно, на что влияет он, выставим самостоятельно значения для синего канала 0,800 а для остальных 0,100:

mix hsv det3

Такая комбинация приглушает тени, снимок сделан на iso 200, а теперь по теням опытный пользователь может сказать что здесь iso 500 не меньше… Можно поэкспериментировать со светлотой при обработке пейзажей или портретов в Darktable, сразу станут видны его преимущества при работе в тенях или контрасте. Итак, вкладка «светлота» в Микшере Каналов — увеличение значений красного канала с компенсацией зеленого и синего ведет к увеличению контраста, причем к довольно мягкому увеличению, никаких резких переходов не будет, если не увлекаться слишком большими цифрами. Если увеличить значение зеленого — повысится детализация, что по сути является повышением микроконтраста, напрашивается аналогия с повышением красного, но более тонкое. Синий — при его увеличении тени становятся не такими контрастными, было желание написать про общее понижение контраста снимка, но проведя несколько опытов, понял что это не так. Налицо именно смягчение теней, если там есть какой-то цвет в RAW, он будет вытащен из тени, что очень похоже на повышение iso снимка.

Идем дальше, выбираем вкладку Насыщенность.

Откроем снимок городского пейзажа,модуль базовая кривая сработал в целом неплохо, но хотелось бы большего.

mix hsv nas1

Попробуем применить инструмент насыщенность. Здесь, после многих экспериментов, стало ясно, что пропорции чисел можно не соблюдать — лезут артефакты, c которыми автору справиться не удалось. Ставим все ползунки в значение 150:

mix hsv nas2

Насыщенность снимка повысилась, но уже лезут артефакты. Включаем смешивание в Равномерное и выбираем режим смешивания Умножение, уменьшая непрозрачность до примерно 80%. И как итог результат:

mix hsv nas3

Снимок стал насыщеннее, но главный вывод — насыщенность повысилась в основном в холодных тонах, теплые остались такие же (желтая маршрутка на мосту), но за счет затемнения холодных цвета, теплые цвета стали более выраженными. Сохраните профиль с параметрами всех ползунков плюс 150 и режимом смешивания умножение, попробуйте на снимках, где много холодных цветов — вода, небо и т. д. Результат будет вполне приличный.

Итак, Тон в Микшере Каналов Darktable. Можно тонировать фотографии в HSV. В принципе модулей для тонирования предостаточно, но у каждого разные алгоритмы, а значит есть свои особенности. Саму тонировку в один из цветов смысла показывать нет, это легко, просто изменяем значение одного или сразу всех цветов для достижения необходимого оттенка

У этого инструмента ползунки слайдеров приходится сдвигать в отрицательные значения, так достигается нужный результат, пропорции тоже не важны, сколько не экспериментировал — всегда выходили артефакты. Если одновременно сдвигать ползунки сразу трех слайджеров каналов, инструмент Тон дает такой эффект.

Откроем в Darktable такой снимок:

mix hsv ton

Перейдем в модуль Микшер Каналов, во вкладку Тон, сдвинем ползунки все примерно на одинаковое значение в минус 480 :

mix hsv ton1

Просто ужас какой-то… Но попробуем сменить смешивание на Равномерное, и выбрать режим перекрытие, на половину убавив прозрачность:

mix hsv ton2

По конечному результату можно понять, что такое использование Тона повышает контраст снимка, тени делает глубже. Иногда и такое нужно. И напоследок еще один снимок:

zakat1

Было испробовано несколько способов обработки, но лучший результат вышел таким:

zakat2

Никаким другим модулем нельзя было отобразить желтый цвет на облаке, посмотрите как стоят значения каналов в Светлоте. Есть в желтом участке небольшой артефакт, зелень, но это было исправлено в Darktable другим модулем, о чем еще будет написана отдельная статья.

А вообще, можно провести конкурс — вот ссылка на raw-файл, пробуйте, добаляйте полученный результат в комментарии. Условие одно — обработка только в Darktable, сайт же о этой программе.


Метки:
Copyright 2020. All rights reserved.

Опубликовано 21.03.2015 dimma в категории "Все статьи
<!-- Yandex.RTB R-A-280270-1 --> <div id="yandex_rtb_R-A-280270-1"></div> <script type="text/javascript"> (function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-280270-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-280270-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks"); </script>

1 COMMENTS :

Обсуждение закрыто.