Продолжаем разговор об инструменте рисуемая маска, который присутствует во многих модулях Darktable. Надо понимать, что эта программа служит именно для обработки сырых raw-файлов, и использование Darktable в фотолаборатории предполагает дальнейшую обработку в графическом редакторе — Photoshop или Gimp. Но предварительно многие вещи можно сделать и в Darktable. Раздельное тонирование как инструмент присутствует в графических редакторах постобработки, но сделать что-то похожее можно и в редакторе raw-файлов, тем более это довольно просто и практично.
Рассмотрим применение такого инструмента, как контур в рисуемой маске. С его помощью можно выделить часть обрабатываемого снимка и применить в этой части различные модули, или инветировать выделение и произвести обработку остальной части снимка.
Для примера рассмотрим обработку фото — пейзаж степи. Снимок был произведен с машины, второпях, но на память его хотелось оставить в более-менее приглядном виде. И заодно показать применение контура в Darktable.
Вот исходный снимок, открытый в программе:
Экспонометр сработал по небу, оно получилось довольно неплохо, а вот степь темновата, сочности и так бедных красок весенней даже не степи, а полупустыни нет совсем. Если применить модуль Цветовой контраст Darktable, который хорошо насыщает цвета к снимку целиком, то получится вот такое «произведение»:
Это совсем не то, что нужно. Поэтому включаем в Цветовом контрасте инструмент смешивания «рисуемая маска», выбираем контур и выделяем небо — для этого ведем мышью вдоль контура, на углах, где нужно повернуть, щелкаем левой клавишей мыши, замыкаем контур, и чтобы отлепить мышь от него, щелкаем правой клавишей. В результате выделение будет видно на снимке, в точках поворотов можно мышью подравнять выделение. Теперь выбираем в меню «инвертация маски» режим «вкл», небо пока оставим, а для другой части снимка подвинем ползунки регулировки вправо, насыщая цвета. Из цифрового негатива насыщение цветов вытащить гораздо проще, чем сделать тоже самое, например, в Photoshop.
Теперь стала видна натуральная желтизна песка, да и другие участки снимка выглядят получше:
В принципе на этом можно и остановится, дальше уже на вкус и цвет, моджо добавить небу художественную синеву и заодно показать возможности Darktable. Для насыщения неба теперь нужно использовать другой модуль – в Цветовом контрасте сделать это можно добавив новый контур, но первый снимок показывает, что небо будет сплошь голубое. Это немного не то. Поэтому переходим в модуль «Контраст, яркость, насыщенность» в Darktable, включаем там рисуемую маску, и не создаем новый контур, а выберем из выпадающего списка (на рисунке надпись одна фигура) созданный контур. Теперь инвертировать его не нужно, он появился на снимке, регулируем ползунки насыщенность и контраст, пока не получится приемлемый вариант. Он может быть таким:
Так можно использовать в инструменте рисуемая маска в Darktable контур. Важно, что созданный контур можно использовать в других модулях, инвертировать там его и таким образом редактировать части снимков, добиваясь от цифровых негативов максимальной отдачи по улучшению окончательного варианта изображения.
A little rationality lifts the quality of the debate here. Thanks for couttibnring!
Можно ли добавить дополнительные точки на уже созданный контур? Чтобы более точно подравнивать контур.
Можно ли сделать два контура с помощью одного модуля (например модуль Цветовой контраст), но с разными параметрами? Если я рисую второй контур при использовании одного и того же модуля, то у этих двух контуров получаются одинаковые параметры и не получается изменять их параметры независимо.