Апрель 4

Lab & RGB обработка ночной съемки в Darktable

Продолжим рассказывать о достоинствах и недостатках обработки изображений в Darktable в разных цветовых пространствах — Lab и RGB. Но сначала определимся. Эти статьи никоим образом не подчеркивают преимущества обработки в одном из вышеуказанных цветовых пространств, а только показывает основные способы обработки и некоторые тонкости. И нет призыва обрабатывать снимки только в Lab или RGB. Ситуации бывают разные, можно вполне провести цветовую корреккцию каналов в Chanel Mixer, а потом корректировать снимок кривой тоновоспроизведеиния. Такое вполне возможно, но на практике артефакты появляются до того, как фотография начинает нравится цветами и яркостью. В этой статье будет показаны способы обработки изображений в Darktable, снятых при плохом освещении — ночные улицы, концерты. В принципе и Chanel Mixer и Кривая тоновоспроизведения неплохо справляются с такими задачами, но нужен все равно более-менее качественный исходник. Вопросы съемки с плохим освещением широко осветили в своих произведениях многие авторы и найти такие пособия нетрудно.

Итак, начинаем очередной урок по Darktable. Открываем изображение. Это фото ночного парка, получилось вполне удачно, несмотря на высокое ISO, шума почти нет, штатив очень пришелся кстати. Резкость небольшая, но в принципе здесь подробная детализация и не нужна:

park1

Это изображение будем обрабатывать в Lab, используя инструменты кривой тоновоспроизведения. Из предыдущих статей мы знаем, что кривая L не изменяет цвета, а меняет только их яркость. А вот кривые a и b могут насытить или ослабить цвета. В этом снимке яркость вполне устраивает, а вот с цветами можно немного поработать. Сначала найдем точку серого в модуле Зонная система. В приципе снимок выдержан в требованиях обратной световой композиции, что часто бывает в условиях ночной съемки — темные края, яркие цвета находятся ближе к центру. В ПРЕДЫДУЩЕЙ статье было описано как найти точку серого, поэтому просто напишу что расположена она перед сценой. Так что же не нравится в этом снимке? Слишком много желтого цвета. Его надо ослабить, усилив другие. В RGB это можно сделать, но в Микшере Каналов это получится долго, в других модулях неточно, а вот в Lab убрать нежелательный оттенок довольно просто. В модуле Кривая тоновоспроизведения переходим в канал а, гистограмма здесь небольшая, и только в ее пределах перемещения кривых будут видны. Здесь мы видим, что горизонтальная прямая, которая показывает точку серого не совпадает с центром, через который проходит кривая канала a. Пробуем сместить центральную точку кривой вправо, на пересечение с этой прямой. До этого мы изменяли только крутизну кривых — чем они круче, тем насыщеннее цвета в каналах a и b и наоборот. При такой узкой видимой гистограмме в канале а это результата не принесет, да и цвета и так неплохи. А вот если смещать центральную точку вправо — ослабнут пурпурные оттенки цветов. Это мы и сделали. Но картинка стала блеклой, поэтому крутизну кривой пришлось повысить. Перемещение центральной точки немного нелогично в Darktable, перемещаем вроде в сторону, которая в цветом представлении показывает насыщение пурпурного, а на самом деле эти оттенки становятся на картинке слабее. Но ладно — главное это знать. Теперь переходим в канал b. Здесь гистограмма пошире, но вот ценральная точка и точка серого фактически находятся на противоположных границах видимой гистограммы этих цветов. Вот почему у фотографии желтый оттенок, который нужно убрать. Можно просто сместить центральную точку на прямую, тогда синего цвета станет очень много, а с ним придут обязательно шумы. В Lab они как раз и живут в нижней половине кривой b. Вообше эти кривые — довольно брутальный инструмент, и надо стараться минимизировать производимые изменения, иначе усилится противоположный цвет. Но есть выход — сместить точку не вправо, а вниз, кривая получит изгиб вправо-вниз. Синий тогда не будет так сильно усиливаться, а желтый ослабнет. Наклон кривой менять не будем — мы же ослабили цвета, поэтому на этом обработку закончим. Вот так выглядят кривые a и b после описанных изменений:

parkAB

А сам снимок целиком теперь выглядит так:

park_fin

Ну как вариант можно ослабить сиреневое освещение вокруг фонаря в левом верхнем углу, но в данном случае этот ореол вписывается в цветовую композицию, поэтому на этом снимке делать ничего не будем.

Далее интересный снимок.

Он взят с одного обсуждения Google + его автор Vidar Hoel очень возмущался, что скинув все предустановки камеры он получил такой снимок, а он хороший фотограф – вот его снимки. Камерный JPG его Никона был намного лучше. Но раз ПО Никона смогло выдать хороший результат, значит и Darktable должен сделать не хуже. Установки фотоаппарата по яркости, контрасту и резкости скорее всего были на максимальных значениях, хорошо в большинстве случаев для камерного JPG и не очень для RAW, в данном случае NEF. Хотя и в последнем случае не столь важно, я например ставлю эти настройки в минимальные значения, но иногда забываю переключить и снимаю на максимуме, в Darktable все потом нетрудно поправить. Итак, слишком ярко. Открываем модуль Микшер Каналов, и не усиливаем, как в предыдущей статье, а ослабляем цвета. Уменьшаем в каналах RGB значения основного цвета до 800 и компенсируем это увеличением до 200 двух других цветов. Именно таким, созданным в Микшере Каналов, профилем я и пользуюсь, когда на фотоаппарате выставлены плюсовые значения для контраста, резкости и яркости (кстати очень неплохо убирает шумы). Ну и в добавок на нашем снимке режим смешивания был выставлен в Только светлое с уменьшением на половину примерно прозрачности. В этом режиме на выходе используется самый светлый цвет для каждого пикселя. Получилось вот так:

Roker2

Шумов практически не осталось, теперь применим починку профиля (тоже была описана в предыдущей статье), и сделаем снимок немного резче с помощью модуля высокочастотный фильтр. В итоге получился такой результат:

Roker3

С помощью кривой тоновоспроизведения (можно читать в Lab для Darktable) такого результата и близко не было, убрать шумы приходилось с помощью других модулей. Я не против их использования, но данный способ просто быстрее.

Вот такие можно сделать итоги — в Lab хорошо убирать или добавлять ненужный оттенок ночной съемки, но шумы лучше удалять другими модулями, в RGB удобно приглушать цвета (свет прожекторов, уличное освещение) и убирать шумы, которые нередки при съемке с недостаточным освещением. Оба способа вполне пригодны и универсальны при работе в Darktable.

Ну и в заключении такой вот результат обработки снимка с одного посещенного концерта:

dianaСнимок неярким и нерезким, шумным, было много синего света от софитов, пришлось сначала в Микшере Каналов убрать часть шума, в модуле Эквалайзер поправить резкость и еще убрать шум, а затем, включив Зонную систему и Кривую тоновоспроизведения, сделать из синего не бьющий в глаза фиолетовый оттенок. То есть были применены вместе модули, работающие с разным цветовым пространством. Поэтому заголовок статьи начинается с Lab & RGB а не как предыдущий. И получилась обработка неплохо, хотя, повторюсь, в таком случае надо стремиться к минимальным изменениям в модулях.


Метки: ,
Copyright 2020. All rights reserved.

<!-- Yandex.RTB R-A-280270-1 --> <div id="yandex_rtb_R-A-280270-1"></div> <script type="text/javascript"> (function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-280270-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-280270-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks"); </script>

1 COMMENTS :

Обсуждение закрыто.