Май 8

Яркость и цвет эквалайзера Darktable

В группе модулей Коррекции в Darktable есть один универсальный модуль, практически комбайн, в котором можно производить многие операции по обработке raw-файлов. Этот модуль называется Эквалайзер. У некоторых пользователей Darktable он является чуть ли не основным инструментом обработки, у других напротив, вызывает обратную реакцию и полное забвение. Похоже на это есть несколько причин: он подходит для обработки далеко не всех raw-файлам из разных камер, многие не любят внешний вид инструмента, третьи привыкли совершать похожие операции в других модулях, и считают их лучше этого. Докопаться до истины тяжело, не будем этого делать, а лучше проведем обзор возможностей обработки.

Итак, все инструменты модуля располагаются в прямоугольном окне которое похоже на окно модуля цветовые зоны, только нет пипетки, но по всем сторонам прямоугольника есть надписи, все их перечислять нет смысла, все видно на картинке:

яркость цвет края

По этим надписям уже можно догадаться как работает Эквалайзер в Darktable. Диаметр «пузырей» можно регулировать вращением колесика мыши, тем самым увеличивая или уменьшая площадь воздействия на участок изображения. Также есть шесть треугольников снизу, они перемещаются горизонтально, и две прямые — одна посередине сетки, другая по низу. С помощью мыши можно ее превратить в кривую, ухватив за точку пересечения этой прямой с с горизонтальной линией, идущей от треугольника внизу. Опять получается немного сумбурное описание, наглядно это понятно лучше.

Расскажем по порядку о применении вкладок модуля. Рассказ будет неполным — эквалайзер Darktable из таких модулей, которые в одной статье не описать. Вкладка Яркость, разработчики утверждают, что она регулирует канал L из Lab. Да, опять встречаемся с этим цветовым пространством. Теоретических знаний не хватает немного, чтобы обосновать это утверждение. Одно понятно — инструмент повышает яркость пикселей, не меняя их цвета, этим самым повышая контраст всего снимка. Границы пикселей одного цвета могут быть размытыми (поднятие левой части прямой, без детализации), похоже на действие модуля смягчающий фильтр. Того же эффекта можно добиться опустив правую часть прямой, такая вот своего рода полярность. Причем действие модуля в крайних горизонтальных точках слабее, чем если опускать или поднимать центральные точки.

Вот примеры, исходный файл:

light1

Дальше поднимаем вторую точку слева, максимально до самого верха, на практике так конечно вряд ли кто будет делать, но зато наглядно:

light2

Смягчающий фильтр плюс увеличение яркости всех цветов, практически хорошая s-образная кривая L. Такой вариант уже практически пригоден для обработки. Поднимем две средние точки:

light3

а могут быть четкими (поднятие правой части, мелкое). Если поднять середину, получится некий симбиоз, яркие цвета, четкие, но все равно расплывчатые границы. Малопригодно для практического использования, разве что потом используя один из режимов смешивания уменьшить непрозрачность и тем самым приглушить действие модуля.

Все стало менее размытым, более резким, очень похоже на действие модуля локальный контраст, тоже можно использовать, только как и в предыдущем случае надо будет либо не задирать так высоко точки, либо регулировать непрозрачность в одном из режимов смешивания. Инструмент Смешивание, который есть в самом Эквалайзере пока не трогаем, о нем речь пойдет дальше. Наконец, поднимем вторую точку справа:

light4

Здесь все хорошо без дополнительных действий, яркость и резкость повысились в разумных пределах, то что нужно этому снимку. Может в других случаях будет и недостаточно, но здесь в самый раз. Показывать результат перемещения точек вниз не буду, желающие могут сами попробовать, и так картина ясна — поднятие точек вверх в левой части увеличивает яркость пикселей и размытие границ между участками снимка одинакового цвета, в центре эти эффекты усиливаются, справа яркость увеличивается не так интенсивно, а границы становятся более четкими. Вниз происходит почти все наоборот, яркость практически не изменяется, но добавляется размытие границ.

Теперь перейдем к следующей вкладке, Цвет в модуле Эквалайзер Darktable.

Возьмем для примера такой снимок:

цвет1

Поднимем все точки на одну клетку вверх равномерно:

цвет2

Цвета стали насыщеннее, если сравнивать с предыдущим случаем, то похоже что повысили крутизну кривых a и b в кривой тоновоспроизведения. Если опустить вниз, то снимок станет тусклым. Пример не буду приводить, кто хочет — попробует сам, просто слишком много похожих снимков получается.

Теперь изменим наклон — правую сторону поднимаем до верха, а левую опускаем вниз:

цвет4

Ничего не изменилось, в исходнике. А вот — внимание, поднимать вверх левый край, а опускать правый будем по другому. Просто сдвигаем ползун Смешивание влево, по умолчанию он находится в значении 1, симметрично установим значение, близкое к -1:

цвет5

Прямая поменяла наклон, теперь цвета стали насыщенными, но не ядовитыми. Если привыкнуть, то вполне Эквалайзер может заменить кривые в Darktable. Конечно управление немного непривычно, но результат вполне устраивает.

В заключение совместим действие двух вкладок. В первой вкладке поднимаем вторую точку справа (звучит лучше, чем по привычке посчитать слева направо и написать поднимаем пятую точку…), а во вкладке цвет делаем наклон как на предыдущем рисунке:

крест-накрест1

Да, чуда не произошло, все не стало ярким насыщенным и четким. Но не обязательно задирать значения так высоко, а если уже так сделали, то включаем режим смешивания, а так как мы в Lab, цвета не ядовитые «марсианские», то выбираем все таки Перекрытие, и снижаем непрозрачность до требуемого уровня:

крест-накрест2

Вот вполне приличный результат. Для первого снимка статьи будет вот такой результат, причем непрозрачность снижать не пришлось, просто был выбран режим Перекрытие:

крест-накрест3

Пока на этом все. В ближайшее время будут еще статьи об Эквалайзере, он умеет еще многое, убирать шум, повышать детализацию и резкость. У него есть несколько готовых модулей с говорящими сами за себя названиями. Можно использовать только их, по мере необходимости подправляя некоторые параметры. В общем, главное, практика, любознательность и настойчивость.


Метки: ,
Copyright 2020. All rights reserved.

<!-- Yandex.RTB R-A-280270-1 --> <div id="yandex_rtb_R-A-280270-1"></div> <script type="text/javascript"> (function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-280270-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-280270-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks"); </script>

1 COMMENTS :

Обсуждение закрыто.