Апрель 23

Марсианский пейзаж в Darktable

В предыдущей статье было показано немного непривычное применение модуля кривая тоновоспроизведения в Darktable. Необычно то, что сами кривые мы почти не трогали, только убрали ими оттенок копией модуля в конце обработки. Все сделал режим смешивания перекрытие. Может показаться, это самый универсальный и быстрый способ обработки фотографий в Darktable. Быстрый да, но по универсальности вряд ли. Режим перекрытие (overlay) есть практически во всех цифровых редакторах, как для Linux, как пример Darktable,  для Windows тоже самое, и везде его алгоритм работы примерно одинаков — если взять коррекцию тонов, то он хорошо увеличивает контраст и детализацию серых тонов, а в сторону совсем темных или светлых его действие ослабевает в геометрической прогрессии. Иными словами его задачей является увеличить контраст в средних тонах и сохранить в его светах и тенях.

Поэтому если снимок изначально светлый или темный то такой способ будет не слишком пригоден для обработки. А таких случаев много — закаты, рассветы, высокий ключ в портретах, репортаж в солнечную погоду. Для них тоже есть один быстрый способ, он похож на тот, который Дэн Маргулис назвал «марсианским», просто немного дополненный.

Итак, весь этот замысел покажем на примерах в уроке Darktable. Вот фото моста, солнце уже зашло, но небо и его отражение в воде было красивое. Было, но на снимке пока все довольно темно и бледно:

most1

Я иногда буду прибегать к формату скриншотов без правой панели инструментов, конечно там в Darktable можно отслеживать историю изменений модулей, но так как не всегда удается писать статьи на компьютере с большим монитором, а с ноутбука, как в данном случае, получается слишком маленькая картинка для примера.

Сначала посмотрим, какая тональность в модуле зонная система. В двух правых клетках нет вообще никаких тонов, практически все находится в темной части, это видно и по гистограмме, и только благодаря отражению солнца в облаках вылезает красный канал, пока его не трогаем. Определяем условную нейтральную точку, ее расположение выделено желтым в модуле.

most2

Переходим в модуль кривая тоновоспроизведения, и ставим пипетку на эту нейтральную (среднюю) точку, там же ставим точку на кривой L в месте пересечения, пока все обычно, как и ранее в статьях о Darktable. Но в подобном случае Дэн Маргулис назвал такую точку поворотной, и вот почему — сдвигаем кривые Lab так:

most a b

А канал L изменим чуть по-другому — от средней точки вниз (верх tone curve нет смысла трогать — светлых то тонов почти нет) примерно на середине ставим еще одну точку и тянем кривую вверх, почти до прямой, делящей квадрат пополам: среднюю точку тоже поднимаем до этой прямой:

most3

Вот он, марсианский пейзаж Маргулиса! Далее вспоминаем про режимы смешивания, и если при применении режима Overlay модуля нам нужно было снизить непрозрачность немного, на 10-15%, то здесь видимо не обойтись снижением на 50 и более процентов. А режим нужен самый простой, первый — обычный. Кто желает, найдет как он работает с кривыми. Включаем режим смешивания обычный, и снижаем непрозрачность до 33%:

most4

Мы вернулись с Марса на вечернюю Землю, осталось произвести починку профиля при необходимости, как мы это уже неоднократно делали в предыдущих статьях, и немного уменьшить насыщенность красного канала в модуле микшер каналов Darktable. Можно было пропустить этот шаг, но так мне показалось небо интереснее. Таков окончательный вариант, с установками этого модуля:

most7

Значение красного убавили, компенсировав его зеленым, синий в таком случае лучше вообще не трогать или надо уменьшать — он самый шумный. Обычно принято сначала проводить цветкоррекцию в обработке изображений, а потом уже регулировать тональность, но мы нарушим это правило в данном случае в Darktable.

Вот такой необычный способ, если исходник наоборот, слишком светлый, то L надо изгибать в верхней части, как в этом случае:

most5

Цвета были яркие, много красного, пришлось снижать непрозрачность до 15%.

Из этого легко сделать профиль обработки и применять его к своим снимкам, регулируя затем прозрачность а иногда приходится смещать центральные точки для кривых a и b, чтобы избавится от ненужных тонов. Зато профилем это получается тоже очень быстрый способ из блеклого исходника сделать яркое, красочное изображение, и уже исправлять его далее.

Этот способ имеет право на жизнь, хотя он очень капризен — не все снимки можно обработать таким методом, это зависит и от модели фотоаппарата, от его настроек его режима съемки, если цвета слишком яркие изначально — то скорее всего будет много шумов, также на фото не должно быть явных пересветов и недодержки. Очень много факторов. Но иногда он вполне даже может пригодится, тем более прочитав предыдущие статьи, можно поправить то, что будет не получатся при обработке ваших фотографий другими способами.


Метки:
Copyright 2020. All rights reserved.

<!-- Yandex.RTB R-A-280270-1 --> <div id="yandex_rtb_R-A-280270-1"></div> <script type="text/javascript"> (function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-280270-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-280270-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks"); </script>