1

Модуль перенос цветов в Darktable

Среди инструментов Darktable есть те, которыми приходится пользоваться часто, изучить их приходится очень подробно для этого, а есть наоборот такие, которые используются довольно таки редко. Особенно это относится к группе модулей художественной обработки. Ничего плохого про группу сказать нельзя, любой инструмент Darktable может быть полезен в свое время, поэтому ранжирование по важности их может быть некорректным. В этой статье будет рассмотрен модуль перенос цветов. Задача у него простая — скопировать цветовую гамму одного снимка на другой. Можно, конечно произвести такое копирование с помощью одного из инструментов цветокоррекции или тоновой обработки Darktable, но для этого нужно неплохо знать эти модули. А если нет времени на это, то этот инструмент вполне подойдет.

Первый вопрос — читатели сайта все же пользователи Линукс, они охотнее разбираются в тонкостях софта, и редко просто копируют настройки друг друга, поэтому призывать использовать подобное бессмысленно, кому надо, сделает самостоятельно. Может быть и так. Но у этого условного пользователя есть друзья, родственники и просто знакомые, которые узнав, что он увлечен еще и фотографией, обязательно попросят обработать свои фото (или снять и обработать) как у их знакомых, друзей, выставленные в одной из социальных сетей. Или, сделать фото в цветовом стиле какого-нибудь блокбастера. Сейчас практически все фильмы выходят на экраны со своими оригинальными цветовыми и тоновыми решениями. Хорошо, если такой труд будет вознагражден, тогда не грех и посидеть, поработать. Но обычно это простая дружеская просьба, и времени каждый раз разбираться.

Хотя инструментов в нем целых 3, использовать его довольно просто. Берем фотографию-донор, оттуда нам надо скопировать цветовое решение, открываем ее в Darktable. Это даже может быть скриншот из фильма хорошего качества, или его рекламный постер, скачанный с интернета. Теперь переходим во вкладку инструментов художественной обработки, находим там перенос цветов. В нем несколько инструментов, два окна исходные кластеры и конечные кластеры, верхнее показывает в виде сетки так называемый цветовой кластер исходного снимка, а второй — кластер, куда будут переносится цвета. С помощью ползунов на слайдере можно выбрать количество кластеров — по умолчанию стоит значение 3, чем оно выше, тем по идее выше точность переносимых цветов. Правда на практике разницы почти нет. Поэтому здесь можно ничего не трогать, разве сдвинуть ползун в качестве самоуспокоения на 4. Дальше надо нажать на кнопку под всеми слайдерами «указать источник». После этого надо перейти в режим Просмотр Darktable, не выходя из модуля и не выключая его, открыть то фото, куда надо скопировать цвет, в режиме Редактирование, и нажать кнопку указать цель. Применение действия этого инструмента занимает некоторое время, после этого цвет будет перенесен на ваш снимок. Не нужно ждать сразу точнейшей копии, для того, чтобы подкорректировать снимок есть еще два инструмента. Стоит заметить, что сейчас трогать верхний ползунок с номером кластеров нельзя — все изменения будут отменены и придется начинать обработку с самого начала. А вот два других, доминанта цвета и выравнивание экспозиции могут очень помочь. Первый регулирует, как копировать цвет, на основе доминанты одного из исходного изображения или на основе близости всех цветов. Выравнивание экспозиции делает изображение темнее при значениях больше 50 или светлее в обратном направлении. Если результат все равно не устраивает, то можно применить один из режимов смешивания для достижения сходства, хорошо подходит режим только светлое. В заключении приведем несколько примеров.

Возьмем вот такую картинку из одного кассового фильма-сказки. Очень интересные, сказочные цвета, в принципе ничего сложного скопировать такой стиль нет, но применим перенос цветов.

lands0

Открываем перенос цветов в этом снимке и щелкаем по кнопке указать источник. Цвет окна исходных кластеров изменился, так показывается какие цвета будут перенесены. Теперь, не выключая модуль, переходим в режим Просмотр Darktable и открываем тот файл, куда перенесем их. Это тоже пейзаж:

lands

У этого изображения отключена базовая кривая, хотя отношение к ней у автора немного изменилось, есть польза в некоторых ситуациях, но об этом в следующих статьях. Итак, открыли это изображение в режиме Редактирование, вкладка с модулем остается открытой, нажимаем кнопку указать цель, получаем вот такой результат:

lands2

Не слишком похоже на стиль из нашей сказки, придется немного поработать с ползунами. Значение слайдера Доминанта цвета в Darktable уменьшим до примерно 14%, а выравнивание гистограммы чуть сдвинем влево. Этим мы указали, чтобы цвет копировался не на основе доминирующего, в данном случае светло-зеленого, а на основе анализа всех цветов, которые есть на снимке. Примерно становится понятно как работает алгоритм. С помощью технологии pixel pipe цвета исходного изображения попиксельно переносятся на новый снимок, причем этот перенос учитывает доминирующий на исходном снимке цвет и подмешивает его во все цвета, а ползун слайдера Доминанта цвета ослабляет интенсивность этого подмешивания. То есть создается два слоя – первый со всеми цветами, другой в данном случае с зеленым, и ползуном можно уменьшить или увеличить непрозрачность второго слоя. Мы уменьшим эту непрозрачность, сдвинув ползун до значения 14% и чуть осветлим снимок, уменьшив значение слайдера Выравнивание экспозиции:

lands3

Такой результат вполне пригоден, теперь из сказки переместимся в популярный триллер, открыв кадр из него в Darktable:

port0

И попробуем перенести эти цвета на портрет одного из заказчиков.

port1

Действия абсолютно одинаковые, по умолчанию получилось вот так:

port2

Но если здесь уменьшить доминанту цвета до 14%, полезут артефакты, характерные для Darktable, поэтому можно попробовать, ориентируясь на гистограмму выровнять экпозицию, но при осветлении тоже появляются артефакты, можно только затемнить:

port3

В итоге больше подошло фото, где все значения остались по умолчанию, с режимами смешивания было решено не экспериментировать. Пожалуй, тема применения переноса цветов в Darktable раскрыта, желающие могут пробовать проделать то же самое со своими снимками.

Стоит заметить для таких операций в Darktable лучше подбирать фото одного стиля – для пейзажа лучше брать пейзаж, для портрета – тоже портрет, тогда результат будет приемлемым. Исключение составляют рекламные постеры всех времен. Этот стиль отличают необычные цветовые сочетания, высокий контраст – это очень трудно перенести на другое фото, все довольно индивидуально. Но попробовать стоит, если есть время и желание.