1

Модуль локальный контраст в Darktable

[:de]

Модуль локальный контраст можно назвать одним из самых неоднозначных, недооцененных, и в тоже время подходящим не ко всем снимкам в применении. Но область применения модуля широка — он может повысить четкость деталей, спасти снимок сделанный в пасмурную погоду, придать эффект нарисованной картины обрабатываемому изображению. Неплохой набор. Но это тоже не волшебный инструмент — и он может улучшить изначально хороший снимок, а тому, где детализация потеряна по причине дифракции или неверному расчету гиперфокального расстояния, модуль «локальный контраст» в Darktable врялди поможет. В основе модуля лежит алгоритм (Contrast Limited Adaptive Histogram Equalization), сокращенно CLAHE. Он направлен прежде всего на повышение контраста изображения путем сравнивания соседних пикселей, строя для похожих по тону отдельную гистрограмму, далее эти гистрограммы сравниваются между собой, вычисляются средние значения, которые опять сравниваются по темным и светлым локальными участками обрабатываемого изображения (отсюда и название) и уже после этого каждый пискель принимает свой окончательный вид. Изначально алгоритм CLAHE применялся для обработки изображений в авиационных бортовых приборах, но затем нашел применение и в графических редакторах.

В Darktable модуль локальный контраст имеет инструменты «зернистость», «контраст» и «детализация». Также доступны режимы смешивания. Хотя инструментов не так много, но использовать их приходится порой все. На следующем примере станет ясно почему.

Возьмем снимок довольно типичный — дорога, облака, трава, край дуги радуги:

1 дорога

Ничего выдающегося в нем нет. Но попробуем увеличить зернистость, контраст и детализацию снимка в модуле локальный контраст:

2 дорога

Уже кое-что, снимок стал выразительнее, появился объем, благодаря нависшим более контрастным облакам. Правда, появилось ощущение нарисованной картины, но это неплохо в данном случае — дизайнеры интерьеров такие изображения любят и часто применяют в своих проектах. Осталось рассмотреть его поближе — как уж писалось выше, модуль этот как «палка о двух концах» – что-то стало лучше, а что-то хуже… Увеличим масштаб изображения — станет видно.

3 дорога

Видно что появились артефакты в виде светового шума. Именно поэтому разработчики программы настоятельно не советуют использовать модуль локальный контраст в Darktable для обработки портретов и других изображений, где мелкие детали очень важны. И шумодавом их не исправить. Зато для пейзажей этот модуль вполне подходит. Им очень хорошо выделять пасмурное небо — оно становится серым, насыщенным. Этот модуль был применен к изображению в статье про модуль трансформации, я обещал написать про способ обработки того снимка — вот время пришло.

Но вернемся к снимку для этой статьи. Включим модуль подавления шума и сдвинем вправо ползунок «сила». Артефакты исчезли:

4 дорога

Но снимок потерял совсем детализацию, что тоже не очень нравится. Тут пригодятся знания о работе инструмента параметрическая маска в Darktable. В принципе, на траве, которая больше всего пострадала, потеряв в деталях, от работы шумодава, артефакты проявились не сильно, их видно очень хорошо на сером асфальте и таких же серых облаках. Поэтому, включаем режим параметрическая маска в модуле локальный контраст в Darktable, переходим на самую правую вкладку «ползунки для канала тона», выбираем пипеткой тон асфальта. Вот теперь другое дело — шумы с облаков и дороги исчезли, а трава уже не сливается в одну зеленую массу, травинки видны отдельно:

6 дорога

Этот пример подтверждает написанное в начале статьи, что использовать модуль локальный контраст в Darktable нужно с осторожностью, он подходит далеко не во всех случаях. Но имеет право на свое существование.

[:en]

Модуль локальный контраст можно назвать одним из самых неоднозначных, недооцененных, и в тоже время подходящим не ко всем снимкам в применении. Но область применения модуля широка — он может повысить четкость деталей, спасти снимок сделанный в пасмурную погоду, придать эффект нарисованной картины обрабатываемому изображению. Неплохой набор. Но это тоже не волшебный инструмент — и он может улучшить изначально хороший снимок, а тому, где детализация потеряна по причине дифракции или неверному расчету гиперфокального расстояния, модуль «локальный контраст» в Darktable врялди поможет. В основе модуля лежит алгоритм (Contrast Limited Adaptive Histogram Equalization), сокращенно CLAHE. Он направлен прежде всего на повышение контраста изображения путем сравнивания соседних пикселей, строя для похожих по тону отдельную гистрограмму, далее эти гистрограммы сравниваются между собой, вычисляются средние значения, которые опять сравниваются по темным и светлым локальными участками обрабатываемого изображения (отсюда и название) и уже после этого каждый пискель принимает свой окончательный вид. Изначально алгоритм CLAHE применялся для обработки изображений в авиационных бортовых приборах, но затем нашел применение и в графических редакторах.

В Darktable модуль локальный контраст имеет инструменты «зернистость», «контраст» и «детализация». Также доступны режимы смешивания. Хотя инструментов не так много, но использовать их приходится порой все. На следующем примере станет ясно почему.

Возьмем снимок довольно типичный — дорога, облака, трава, край дуги радуги:

1 дорога

Ничего выдающегося в нем нет. Но попробуем увеличить зернистость, контраст и детализацию снимка в модуле локальный контраст:

2 дорога

Уже кое-что, снимок стал выразительнее, появился объем, благодаря нависшим более контрастным облакам. Правда, появилось ощущение нарисованной картины, но это неплохо в данном случае — дизайнеры интерьеров такие изображения любят и часто применяют в своих проектах. Осталось рассмотреть его поближе — как уж писалось выше, модуль этот как «палка о двух концах» – что-то стало лучше, а что-то хуже… Увеличим масштаб изображения — станет видно.

3 дорога

Видно что появились артефакты в виде светового шума. Именно поэтому разработчики программы настоятельно не советуют использовать модуль локальный контраст в Darktable для обработки портретов и других изображений, где мелкие детали очень важны. И шумодавом их не исправить. Зато для пейзажей этот модуль вполне подходит. Им очень хорошо выделять пасмурное небо — оно становится серым, насыщенным. Этот модуль был применен к изображению в статье про модуль трансформации, я обещал написать про способ обработки того снимка — вот время пришло.

Но вернемся к снимку для этой статьи. Включим модуль подавления шума и сдвинем вправо ползунок «сила». Артефакты исчезли:

4 дорога

Но снимок потерял совсем детализацию, что тоже не очень нравится. Тут пригодятся знания о работе инструмента параметрическая маска в Darktable. В принципе, на траве, которая больше всего пострадала, потеряв в деталях, от работы шумодава, артефакты проявились не сильно, их видно очень хорошо на сером асфальте и таких же серых облаках. Поэтому, включаем режим параметрическая маска в модуле локальный контраст в Darktable, переходим на самую правую вкладку «ползунки для канала тона», выбираем пипеткой тон асфальта. Вот теперь другое дело — шумы с облаков и дороги исчезли, а трава уже не сливается в одну зеленую массу, травинки видны отдельно:

6 дорога

Этот пример подтверждает написанное в начале статьи, что использовать модуль локальный контраст в Darktable нужно с осторожностью, он подходит далеко не во всех случаях. Но имеет право на свое существование.

[:fr]

Модуль локальный контраст можно назвать одним из самых неоднозначных, недооцененных, и в тоже время подходящим не ко всем снимкам в применении. Но область применения модуля широка — он может повысить четкость деталей, спасти снимок сделанный в пасмурную погоду, придать эффект нарисованной картины обрабатываемому изображению. Неплохой набор. Но это тоже не волшебный инструмент — и он может улучшить изначально хороший снимок, а тому, где детализация потеряна по причине дифракции или неверному расчету гиперфокального расстояния, модуль «локальный контраст» в Darktable врялди поможет. В основе модуля лежит алгоритм (Contrast Limited Adaptive Histogram Equalization), сокращенно CLAHE. Он направлен прежде всего на повышение контраста изображения путем сравнивания соседних пикселей, строя для похожих по тону отдельную гистрограмму, далее эти гистрограммы сравниваются между собой, вычисляются средние значения, которые опять сравниваются по темным и светлым локальными участками обрабатываемого изображения (отсюда и название) и уже после этого каждый пискель принимает свой окончательный вид. Изначально алгоритм CLAHE применялся для обработки изображений в авиационных бортовых приборах, но затем нашел применение и в графических редакторах.

В Darktable модуль локальный контраст имеет инструменты «зернистость», «контраст» и «детализация». Также доступны режимы смешивания. Хотя инструментов не так много, но использовать их приходится порой все. На следующем примере станет ясно почему.

Возьмем снимок довольно типичный — дорога, облака, трава, край дуги радуги:

1 дорога

Ничего выдающегося в нем нет. Но попробуем увеличить зернистость, контраст и детализацию снимка в модуле локальный контраст:

2 дорога

Уже кое-что, снимок стал выразительнее, появился объем, благодаря нависшим более контрастным облакам. Правда, появилось ощущение нарисованной картины, но это неплохо в данном случае — дизайнеры интерьеров такие изображения любят и часто применяют в своих проектах. Осталось рассмотреть его поближе — как уж писалось выше, модуль этот как «палка о двух концах» – что-то стало лучше, а что-то хуже… Увеличим масштаб изображения — станет видно.

3 дорога

Видно что появились артефакты в виде светового шума. Именно поэтому разработчики программы настоятельно не советуют использовать модуль локальный контраст в Darktable для обработки портретов и других изображений, где мелкие детали очень важны. И шумодавом их не исправить. Зато для пейзажей этот модуль вполне подходит. Им очень хорошо выделять пасмурное небо — оно становится серым, насыщенным. Этот модуль был применен к изображению в статье про модуль трансформации, я обещал написать про способ обработки того снимка — вот время пришло.

Но вернемся к снимку для этой статьи. Включим модуль подавления шума и сдвинем вправо ползунок «сила». Артефакты исчезли:

4 дорога

Но снимок потерял совсем детализацию, что тоже не очень нравится. Тут пригодятся знания о работе инструмента параметрическая маска в Darktable. В принципе, на траве, которая больше всего пострадала, потеряв в деталях, от работы шумодава, артефакты проявились не сильно, их видно очень хорошо на сером асфальте и таких же серых облаках. Поэтому, включаем режим параметрическая маска в модуле локальный контраст в Darktable, переходим на самую правую вкладку «ползунки для канала тона», выбираем пипеткой тон асфальта. Вот теперь другое дело — шумы с облаков и дороги исчезли, а трава уже не сливается в одну зеленую массу, травинки видны отдельно:

6 дорога

Этот пример подтверждает написанное в начале статьи, что использовать модуль локальный контраст в Darktable нужно с осторожностью, он подходит далеко не во всех случаях. Но имеет право на свое существование.

[:ru]

Модуль локальный контраст можно назвать одним из самых неоднозначных, недооцененных, и в тоже время подходящим не ко всем снимкам в применении. Но область применения модуля широка — он может повысить четкость деталей, спасти снимок сделанный в пасмурную погоду, придать эффект нарисованной картины обрабатываемому изображению. Неплохой набор. Но это тоже не волшебный инструмент — и он может улучшить изначально хороший снимок, а тому, где детализация потеряна по причине дифракции или неверному расчету гиперфокального расстояния, модуль «локальный контраст» в Darktable врялди поможет. В основе модуля лежит алгоритм (Contrast Limited Adaptive Histogram Equalization), сокращенно CLAHE. Он направлен прежде всего на повышение контраста изображения путем сравнивания соседних пикселей, строя для похожих по тону отдельную гистрограмму, далее эти гистрограммы сравниваются между собой, вычисляются средние значения, которые опять сравниваются по темным и светлым локальными участками обрабатываемого изображения (отсюда и название) и уже после этого каждый пискель принимает свой окончательный вид. Изначально алгоритм CLAHE применялся для обработки изображений в авиационных бортовых приборах, но затем нашел применение и в графических редакторах.

В Darktable модуль локальный контраст имеет инструменты «зернистость», «контраст» и «детализация». Также доступны режимы смешивания. Хотя инструментов не так много, но использовать их приходится порой все. На следующем примере станет ясно почему.

Возьмем снимок довольно типичный — дорога, облака, трава, край дуги радуги:

1 дорога

Ничего выдающегося в нем нет. Но попробуем увеличить зернистость, контраст и детализацию снимка в модуле локальный контраст:

2 дорога

Уже кое-что, снимок стал выразительнее, появился объем, благодаря нависшим более контрастным облакам. Правда, появилось ощущение нарисованной картины, но это неплохо в данном случае — дизайнеры интерьеров такие изображения любят и часто применяют в своих проектах. Осталось рассмотреть его поближе — как уж писалось выше, модуль этот как «палка о двух концах» – что-то стало лучше, а что-то хуже… Увеличим масштаб изображения — станет видно.

3 дорога

Видно что появились артефакты в виде светового шума. Именно поэтому разработчики программы настоятельно не советуют использовать модуль локальный контраст в Darktable для обработки портретов и других изображений, где мелкие детали очень важны. И шумодавом их не исправить. Зато для пейзажей этот модуль вполне подходит. Им очень хорошо выделять пасмурное небо — оно становится серым, насыщенным. Этот модуль был применен к изображению в статье про модуль трансформации, я обещал написать про способ обработки того снимка — вот время пришло.

Но вернемся к снимку для этой статьи. Включим модуль подавления шума и сдвинем вправо ползунок «сила». Артефакты исчезли:

4 дорога

Но снимок потерял совсем детализацию, что тоже не очень нравится. Тут пригодятся знания о работе инструмента параметрическая маска в Darktable. В принципе, на траве, которая больше всего пострадала, потеряв в деталях, от работы шумодава, артефакты проявились не сильно, их видно очень хорошо на сером асфальте и таких же серых облаках. Поэтому, включаем режим параметрическая маска в модуле Подавление шума в Darktable, переходим на самую правую вкладку «ползунки для канала тона», выбираем пипеткой тон асфальта. Вот теперь другое дело — шумы с облаков и дороги исчезли, а трава уже не сливается в одну зеленую массу, травинки видны отдельно:

6 дорога

Этот пример подтверждает написанное в начале статьи, что использовать модуль локальный контраст в Darktable нужно с осторожностью, он подходит далеко не во всех случаях. Но имеет право на свое существование.

[:]

2 комментария к “Модуль локальный контраст в Darktable”

  1. В конце статьи написано про использование пипетки в модуле Локальный контраст “Поэтому, включаем режим параметрическая маска в модуле локальный контраст в Darktable, переходим на самую правую вкладку «ползунки для канала тона», выбираем пипеткой тон асфальта.”, а на скриншоте ниже пипетка используется в модуле Подавление шума. Мне кажется скриншот более достоверен))

  2. бывает! пока не смотрел статью – но точно помню, что там параметрическая маска давила шум!

Обсуждение закрыто.