Август 26

Модуль Заполнение светом в Darktable

 

В модулях обработки тоновоспроизведения находится модуль, который неоднозначен по своим характеристикам, редко использутся и вокруг него не утихают споры, а нужен ли он вообще. Но, как и другие инструменты для обработки графических изображений, он имеет свои особенности, свойства, нежелательные побочные эффекты, которыми надо уметь пользоваться, применять в нужном месте, учитывая все тонкости. И тогда любой модуль раскроет свой букет, как раскрывает его дорогое вино. Модуль Заполнение светом в Darktable как раз очень подходит под такую аллегорию. Его применением можно как и испортить снимок, так и выжать что-то толковое из заведомо неудачной фотографии.

Среди модулей группы обработки тоновоспроизведения в Darktable частоиспользуемыми являются Уровни и Кривая тоновоспроизведения. Но у них есть общий недостаток, только мы начинаем высветлять тень, как, еще не добившись нужного результата, происходит снижение контраста светов и одновременно высветление полутонов, либо снижается контраст полутонов. Это глобальные модули перераспределения яркости, и найти разумный баланс очень нелегко. Модуль Заполнение светом как раз и создан для изменения яркости изображения с небольшим радиусом обработки смежных пикселей. Это значит, что большой затененный участок снимка обработать будет непросто, пропадет глубина снимка. А вот если например, надо высветлить очень жесткие тени, которые многочисленны и невелики по размеру — то этот модуль будет оптимальным. Чтобы было понятнее, примеры в этой статье будут по обработке черно-белых снимков, ну а желающие могут затем поэкспериментировать с цветными фотографиями.

Итак, первый снимок:

дамаЦветной он был совсем никаким, и перевод его в черно-белый вариант на первый взгляд не дает больших плюсов. Можно попробовать увеличить контраст, но тени только станут жестче и никакого эффекта это не даст. Вот такое последовательное применение модулей группы обработки тоновоспроизведения поможет сделать приличное фото. Нестандартно — мы еще осветлим снимок. Не тени, а именно светлые участки, вернее светло-серые. Сначала возьмем образец такого светло-серого участка пипеткой, и передвинем ползунок на образовавшуюся метку:

дама1Пока не особо впечатляет. Но здесь таится один секрет. Применение этого модуля смещает точку черного в снимке, и нужно вернуть ей прежнее значение в модуле уровни, заодно увеличив контраст, сместив в светлые тона точку серого. Это смещение компенсируется в свою очередь смещением точки белого в более темные тона. Немного нагромождено, но логично и выглядит это уже вот так:

дама2Теперь уже все проще, нужно немного в модуле кривая тоновоспроизведения осветлить тона, не давая появится тем дефектам, которые описаны были в начале статьи. Конечный вариант получается вот такой:

дама3Другими инструментами сделать подобное не удается, либо вылезают шумы, или свет забивает мелкие детали. Единственно, что было сделано, так это перевод в черно-белый вариант произведен без какого-либо увеличения контраста, яркости или осветления. Пример больше показывает теорию о том, как помогает модуль Заполнение светом сделать минимальные изменения в модулях Уровни и Кривая тоновоспроизведения и добиться приемлемого результата. На практике можно делать и наоборот — сначала задействовать эти два модуля, а потом уже включить модуль Заполнение светом Darktable.

Второй пример не столь академичен, результат тоже спорен, но он очень нагляден. Снимок подсолнуха в цветном варианте плоский, задний фон близок.

Вот исходный вариант:

подсолнухПереведем снимок в черно-белый, но здесь поступим наоборот. Если в предыдущем примере мы ничего не добавляли при переводе, то здесь воспользуемся одним из профилей по умолчанию модуля Микшер каналов, в данном случае Сглаживание кожи в чб. Как он повлияет на снимок, будет рассказано в отдельной статье с описанием этого модуля. Он сложен, поэтому статья готовится долго. Вот такой результат получился:

чб до1Сместим немного точку черного в модуле Уровни:

чб после точки черного

И осветлим модулем Заполнение светом белые тона, взяв за образец лепестки цветка:

L1200800_02Вот так появился у снимка объем и тени, заодно проступила фактура стены. Может в этом снимке она и не нужна, но как пример вполне подходит. Конечное изображение нравится конечно не многим, но техника обработки показана вполне доходчиво.

В заключение стоит отметить, что у модуля Заполнение светом есть еще инструменты — самый верхний ползунок может изменить экспозицию от 2 до -2 EV, и нижний ползунок Ширина меняет упомянутый радиус применения. Его лучше оставить по умолчанию, но и поэкспериментировать в каждом отдельном случае будет нелишним.

P.S. Снимки опубликованы на этом портале: один и второй.



Copyright 2020. All rights reserved.

Опубликовано 26.08.2014 dimma в категории "Все статьи", "модули обработки тоновоспроизведения
<!-- Yandex.RTB R-A-280270-1 --> <div id="yandex_rtb_R-A-280270-1"></div> <script type="text/javascript"> (function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-280270-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-280270-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks"); </script>

1 COMMENTS :

Обсуждение закрыто.