1

Обработка пересветов в Darktable

Практически всегда при обработке raw-файлов возникает необходимость поработать тенями и светами – добавить снимку объем, расширить динамический диапазон. В принципе это и является приоритетом в обработке цифровых изображений. А обработка raw-файлов — первым шагом. Классическая последовательность этих первых шагов включает в себя кадрирование, исправление хроматических аббераций, перспективы, оптических искажений , далее правку, при необходимости, баланса белого, экспозиции, обработку теней и светов (по сути работа с контрастом), цветокоррекцию, установку окончательной яркости, затем уже все остальное — резкость, работу с шумами и т. д. Ну и не забудем упомянуть в приоритетах модуль Базовая кривая, по умолчанию он включен, а вот отключать его или нет — уже по ситуации, некоторым нравится его работа, некоторым нет.
Многие могут и не согласится с этим порядком обработки, но большинство склоняется все же именно к такому алгоритму. Обработка теней и светов, как уже выше написано, поднимает контраст снимка, дает ему необходимый объем, восстанавливает детали в самых темных и светлых участках фотографии, и может проводится в Darktable несколькими способами. Три из которых и будут описаны в этой статье. За примеры возьмем же три основных проблемных случая при работе со светами — пересвеченые облака, снег и световые блики на архитектурных фото.

Первый способ заключается в использовании модуля Кривая тоновоспроизведения в Darktable. Является классикой жанра, во многих графических редакторах это основа обработки теней и светов. Примеров работы с ним можно найти множество, конечно именно не для Darktable, но теория одна, те же кривые используются и во внутрикамерном ПО для обработки JPEG.. Повторятся не будем, приведем лишь один пример.

Имеется вот такой снимок:

первый

Снимок снят в ручном режиме, в принципе все в нем почти хорошо, но снимался с солнцем у фотографа за спиной, поэтому некоторые архитектурные детали церкви ,бликуют и получились пересвечеными. Такое часто случается на снимках зданий с белыми стенами. У многих прозвучит вопрос — а как найти, что пересвечено или есть ли вообще детали в тенях? А все очень просто — есть такой способ. Включаем модуль Кривая тоновоспроизведения, ставим точку на кривой в четверть темного или светлого тона и тянем мышью точку вместе с кривой вверх или вниз соответственно:

Вот так смотрим какие есть детали в светах:

детали в светах

Так — что есть в тенях:

детали в тенях

Ну с тенями ничего интересного нет, а вот в светах обнаружились вокруг стрельчатых окон выступы, которые пока засвечены, их на исходном снимке видно плохо.

Пипеткой поставим точки на кривой — обязательно там, где будем восстанавливать детализацию, в самом темном обнаруженном месте, и заодно найдем серую точку. Если взять просто пипеткой из модуля пробу, то мы увидим вертикальную линию, пересекающую кривую. Там и поставим наши точки. А если включить модуль Пипетка в левой части окна Darktable, перевести два выпадающих списка положение LAB (ведь именно в этом цветовом пространстве работает Кривая тоновоспроизведения) и нажать значок пипетки сначала там, а потом уже поставить метку на снимок, то мы увидим точку с цифровыми координатами. Это все в левом окне. Далее остается только нажать кнопку Добавить, и нажать на квадратик справа от добавленной точки(появится изображение замочка), тем самым зафиксировав ее положение. А в окне модуля кривой появится оранжевая вертикальная линия. Если добавить три точки — будет три вертикальных линии, а замочки не дадут им изменять свое положение при изменении кривой. Выглядит это вот так:

перед фин детализ1

Да, точку серого мы нашли с помощью модуля Зонная система, просто наведя мышь на средний квадрат:

серая точка

На местах пересечения кривой с оранжевыми вертикальными линиями поставим точки. Хотя в точке черного особой необходимости и нет — она находится практически в положении ноль. А вот серая, и белая важны. Известно, чтобы повысить детализацию в светах— надо повысить контраст. Следовательно, в случае с кривыми надо сделать ее круче. В нашем же случае надо сделать ее круче только на том участке, где мы вытягиваем детали. Но кривая — инструмент капризный, потянешь за одну часть, начнет «извиваться» на других участках, «радуя» обработчика метаморфозами снимка. Чтобы этого не произошло и была поставлена точка серого, ее можно было и не вычислять, а просто поставить по центру.

Поднимаем крутизну кривой на светлом участке примерно так, нужна некоторая сноровка, и результат определяется на глаз, но в данном случае оказалось все просто, хватило сделать круче участок кривой из самого верхнего положения до нашей светлой точки, а серая точка не дала изогнуться сильно вниз остальному графику.:

фин детализ

Нужные детали появились, а сама фотография не стала темной, такой задачи сейчас и не стояло. Так же можно делать и с темными участками, смысл один.

Естественно, без тренировки такие вещи сделать нелегко, нужна практика, но все равно не очень удобно, хочется интерфейс побольше, слишком маленькое окошко модуля. Можно сделать свое окно любого модуля с помощью встроенного языка LUA, как-нибудь опишу методику.

Но есть другой способ. Его нашел один человек, только начавший изучать Darktbale, и его я сейчас опишу. Будем использовать для этого модуль Darktable Тени и света. На самом деле к инструментам модуля много вопросов, его установки по умолчанию не выдерживают никакой критики и делают с обрабатываемым снимком совсем не то, что хочется. Возьмем тот же снимок, только включим масштаб 100% для наглядности и применим настройки модуля Тени и света по умолчанию.

Детали проявились, но только вот как не двигай слайдеры — нужных изменений нет. К тому же осветлился передний план, примените к любому фото этот модуль с настройками по умолчанию и поймете о чем я. Но немного изменим эти настройки, поставим режим смешивания «Среднее арифметическое» (average в англоязычной версии), способ смягчения поставим Билатеральный, слайдер радиус поставим в значение примерно 2,5, цветность теней и светов — 100%, остальное оставим как было. Теперь с помощью смещения вправо слайдера Коррекция белой точки и влево — Света можно восстанавливать детали в светах:

тени и света ср арифм

С тенями, правда такие настройки не годятся для достижения желаемого результата.

Этот способ, конечно намного удобнее первого — это все же не кривая, сноровки надо меньше, но можно и нужно использовать эти модули вместе. Работает эффективно, приведем вот такой пример, исходное фото:

облака 1

Здесь уже по гистограмме видим, пересвет в наличии, контраст низкий, сначала поправим экспозицию, хватило просто переключить в режим Включить:

облака 2

Далее включаем модуль Тени и света с вышеописанными настройками и с помощью сдвига слайдеров Света влево и Коррекция белой точки вправо восстанавливаем структуру облаков, при этом повышая их контраст:

облака 3

Вполне достаточно, есть пара участков с сильными пересветами — но там детали уже не восстановить. Разве что можно воспользоваться модулем Удаление пятен, взяв за образец участки облаков рядом и закрыть безнадежные пересветы. Теперь надо довести до ума низ фото. Здесь хочется заметить, что у данного способа есть один недостаток — для дальнейшей обработки сейчас логично бы использовать модуль Контраст-яркость-насыщенность, но тогда может пропасть весь достигнутый эффект, вот такую особенность Darktable обнаружил этот пользователь. А сейчас необходимо как раз поднять контраст в тенях и увеличить насыщенность, сделаем это уже не раз описанным на этом сайте способом, переключим модуль Базовая кривая в масштаб (да уж, перевели так перевели этот элемент меню) Логарифмическая кривая и изменим изгиб дуги, сделав его еще положе, потянув кривую в четверти темных тонах вниз:

облака 4

Стоит заметить в таком режиме базовой кривой очень хорошо работать с тенями — ее график разделен на несколько квадратов разного размера, и самый большой квадрат как раз и отвечает за темные участки. Правда отсутствие пипетки и и других, привычных в других редакторах инструментов, затрудняет точное использование базовой кривой при обработке.

Но и это не все, еще один способ, его нельзя назвать основным, и лучше использовать как дополнение к первым двум –

canon1

модули

canon2

Немного другой наглядный способ подачи материала, чтобы избежать излишней графической информации.

Здесь модулем Тени и света не удалось вытянуть корректно все светлые детали на переднем плане на снегу, поэтому пришлось использовать еще один модуль для коррекции — Заполнение светом. Он работает просто — пипеткой выбирается участок на снимке, на тоновом слайдере появляется отметка, дальше выбираем на слайдере ниже, сколько шагов экспозиции будет изменяться при перемещении метки верхнего слайдера Экспозиция. Мы сдвинули его в положение 0, по умолчанию стояло 0,3 стопа. Здесь же попытались с помощью копий этого модуля и модуля Тени и света поработать с тенями — это удалось не слишком хорошо, поэтому стоит попробовать провести коррекцию теней с помощью Кривой тоновоспроизведения. Ну и завершающим было изменение баланса белого по выбранному участку, т. к. в процессе предыдущей обработки цвет ушел в холодные, синие тона. Но остался один пересвет — на волосах, здесь уже воспользуемся модулем Кривая тоновоспроизведения и пипеткой. Выделим участок пересвеченых волос, на кривой появился выделенный участок, именно это тот тоновый диапазон, где кривую надо сделать круче. Но здесь все тонко — пришлось, чтобы редактирование не затронуло белый снег, включить параметрическую маску по цвету волос:

canon3

В принципе все, можно сделать тона похолоднее, а то кожа модели слишком румяна для зимнего снимка, но как это сделать в Darktable – было уже давно описано.

Из этого примера становится ясно, что вышеуказанные способами можно комбинировать, добиваясь нужного результата.

Надеюсь, эти три вышеописанных способа показали, как можно повысить детализацию в светах в Darktable. Жду откликов — тестировал только на raw-файлах Canon, Panasonic и Olympus, может с другими моделями что то будет немного не так.

1 комментарий к “Обработка пересветов в Darktable”

  1. Попробуйте так, мне помогает, чтобы лишний раз не крутить кривые:
    1. Сброс базовой кривой.
    2. Включаю Тени и света по умолчанию.
    3. Глобальная проекция тонов drago (Смещение = 1, Конечная Освещенность = 100, Детализация = 1)
    4. Ну и можно включить Локальный контраст, чтобы подчеркнуть детали…

Обсуждение закрыто.