Июль 27

Поиск точки серого в Darktable

[:ru]В статье на нашем сайте о модуле Уровни было упомянуто, что с ним удобно работать с помощью пипеток. Но не описано, как найти на снимке точки белого, черного и серого. С двумя первыми более-менее ясно — можно воспользоваться вот этим способом, да и в самом окне модуля можно поставить бары по гистограмме, будет правда немного неточно. А вот точку серого найти не так легко. Хотя именно ее, если почитать руководства по цветокоррекции, надо выставлять всегда при обработке. Можно, конечно сделать это в постообработке в других графических редакторах, в Гимпе или Фотошоп, методов как найти точку серого материалов много, но если что-то можно сделать в Darktable — лучше делать в нем¸ тем более инструментов достаточно.
Итак, точка серого в RGB обозначается координатами 128 128 128, это так называемый нейтральный цвет. Не буду отвлекаться на теорию, желающие без труда найдут и почитают, зачем нужна точка серого. Одно напомню эта точка может быть синей, зеленой, коричневой, серой, цвет не важен, важна ее яркость. Следует заметить, что при съемке в ручном режиме точка серого практически всегда не будет требовать коррекции. А вот в режимах приоритета диафрагмы, выдержки и в любом из автоматических точку серого надо корректировать почти всегда. Не надо только в одном случае — если экспонироваться по объекту со средней яркостью. Но это довольно сложно, требует навыков и не всегда возможно.
В Гимп и Фотошоп коррекция точки серого производятся примерно одинаково — создается дополнительный слой, который заливается серым цветом 128 128 128 (в фотошоп это называется 50% серого), ему назначается режим Разница, применяется инструмент Порог или Изогелия, там с помощью сдвига слайдеров находится нейтральный цвет. В Darktable подобное не повторить — слои с заливкой не создать, Изогелии с Порогом тоже нет. Но есть режимы смешивания, и Разница там доступна. Он работает по простой формуле – E = | I — M |
Похожие цветовые значения пикселей из виртуальных слоев вычитаются, результат — абсолютная величина из этого вычитания. Значит, если применить этот режим в одном из модулей, должен получится полностью непрозрачный фон (виртуальные слои же одинаковые, получается везде значение 0, черный цвет). Но если обесцветить изображение, инвертировав цвета, то можно будет что то и разглядеть.
В первую очередь такой поиск актуален для тех моделей камер, которые уже или еще не поддерживаются Darktable и к их снимкам модуль Базовая кривая не применяется автоматически. Ну и во вторую очередь он подходит тем, кто отключает этот модуль по ряду причин — многим не нравится его обработка, других не устраивают как результат ядовитые RGB-шные цвета и сильный контраст. Уровни работают в LAB, поэтому цвета там более приемлемы. Но сначала пример с неподдерживаемой камеры:

fuji_1

На данный момент в Darktable к неподдерживаемым камерам стали применяться модули Ориентация, Резкость и Цветовой профиль камеры, выключим Резкость, а включим Дебайеризацию в режиме AmaZe и Хроматические абберации. Теперь попробуем найти точку серого. Для этого надо инвертировать и обесцветить снимок, что очень легко сделать Кривой тоновоспроизведения в канале яркости L, подняв вверх ее левую часть и соответственно опустив правую, ну и не забыть поставить режим Разница:

fuji_2

Теперь самые черные участки и есть тот пресловутый нейтральный цвет. Осталось выбрать его более точно. Для этого активируем Пипетку в модуле Кривая тоновоспроизведения и цветовую пипетку слева на панели инструментов(открыта на скриншоте). Режим у нее поставлен RGB — обычно для этого модуля выбирается режим LAB, но сейчас модуль нужен не для обработки, а для поиска, и лично автору удобнее искать координаты 0 0 0 в RGB. Можно просто наводить пипетку на самые темные участки, и найти место, где значение будет состоять из трех нулей. Сначала это немного неудобно, но привыкнуть несложно. Но можно облегчить задачу.. Создаем копию модуля Кривая тоновоспроизведения, и тянем кривую L из центра в левый верхний угол, пока не останутся самые темные участки :

fuji_3

Здесь уже нетрудно найти точку с нулями в значениях или близкую к нулю (может быть и такое, поиск — процесс довольно утомительный с непривычки). Иногда приходится увеличивать изображение, чтобы найти более темный участок. Как нашли, в нашем случае она оказалась ожидаемо на кайме облака (квадрат в его левой части) — жмем на цветовой пипетке слева «добавить», ставим галочку на чекбоксе «Показывать образцовые точки» и кликаем по цвету слева добавленной точки, «запирая» ее положение — должно появится изображение замочка:

fuji_4

Теперь у нас есть для этого снимка нейтральная, серая точка. Так а почему она черная? А просто в этом режиме смешивания Разница вместе с инвертированием Кривой тоновоспроизведения серый цвет должен стать полностью черным. Вот и ищем не серый 128 128 128 в RGB, а именно черный. Теперь отключаем все копии модуля Кривая тоновопроизведения, они нам больше пока не нужны. Теперь переходим в модуль Уровни. Здесь следует заметить, что многие теоретики обработки в инструменте Уровни в других графических редакторах советуют ставить точки в определенном порядке. Смысл такой — сначала надо использовать пробу точки черного, потом точку серого, потом — белого. Если не используем точку черного — значит первой становится точка серого и т. д. Примерно так делают в Gimp. Но судя, по своему опыту, в Darktable можно ставить точки в произвольном порядке. Оптимально пока лучше всего сначала передвинуть бары точки белого и черного на края видимой гистограммы, а потом пипеткой выставить точку серого. Для этого заходим в Уровни, и видим, что на снимке синим цветом отображается образцовая точка (для этого и ставили галочку на чекбоксе чуть выше по тексту). Передвигаем бары двух других точек на края гистограммы и берем пробу серой пипеткой, совмещая ее с образцовой точкой.

В итоге получилось вот так:

fuji_5

В принципе похожего результата можно добиться, просто нажав кнопку «авто», но лучше знать эту схему, так как случаи в обработке бывают и сложнее, где автоматический режим не справится.

Конечно, модуль прямолинеен, и для дальнейшей коррекции контраста можно воспользоваться Кривой тоновоспроизведения, которую можно вернуть в исходное значение после поиска точки серого, образцовая точка будет отображаться вертикальной малиновой линией в модуле, просто сначала ставим точку на кривую в месте их пересечения, выше нее регулируем света, ниже — тени. Но если на фото нет сложных объектов в виде облаков или глубоких теней, то вполне достаточно и Уровней, как в нашем случае. Теперь можно провести цветокоррекцию снимка, например в одноименном модуле. Он довольно прост, и на нашем сайте о нем не было отдельной статьи. Сейчас его немного опишем. Модуль Цветокоррекция состоит из квадрата, разбитого по тонам на 64 маленьких квадратика и с двумя точками в центре — белой, по умолчанию видно только ее, и черной. Если навести на точки, появится подсказка — «Нарисуйте линию для раздельного тонирования. Белый отвечает за света, черный – за тени. Колесо мыши управляет насыщенностью». В этой подсказке — весь принцип работы модуля. Если с насыщенностью все ясно, просто нужно крутить колесо от себя, чтобы увеличить насыщенность и на себя, чтобы уменьшить. Мы немного увеличим, снимок все же пока тусклый. Теперь о точках. Ну в первую очередь хочется предупредить — баланс белого с их помощью исправить не получится, а вот исправить немного общую тональность вполне возможно. За самой программой Darktable замечено — она «уводит» снимки немного в синеву в случаях, когда на фото много синего неба, воды или снега, особенно в солнечную погоду. По гистограмме видно, что синий канал уходит в плюс на выбранном снимке. Просто смещаем немного белую точку по диагонали, противоположно синему тонам, ориентируясь по одноименному каналу основной гистограммы:

fuji_6

Также можно поступать с тенями, обычно это делается при осветлении снимка. Вопрос — сместили точку в Цветокоррекции, значит и точку серого надо искать заново? Нет — точка серого не зависит от цвета, она в первую очередь передает среднюю яркость цветов, что в данном случае не изменялось. Ну теперь обработку этого снимка можно завершать в Darktable. Резкость и шумы лучше убрать в Gimp или Photoshop — просто у этой модели камеры небольшая матрица, плюс нет поддержки, поэтому дальнейшая обработка в Darktable только испортит снимок. Но основное сделано, баланс цветов найден, их насыщенность восстановлена. После обработки в Gimp получилось вот так:

fuji_7

Преимуществом этого способа в нашем случае является — нам удалось избежать «каши» в зелени, что случилось бы если применялись обычные модули в таком случае: Тени и света, Кривая тоновоспроизведения и другие, и нам было бы трудно избежать артефактов, практически невозможно. А так выставили правильную тональность снимка — он выглядит очень натурально, что и было изначальной целью обработки.[:]



Copyright 2020. All rights reserved.

Опубликовано 27.07.2016 dimma в категории "Все статьи
<!-- Yandex.RTB R-A-280270-1 --> <div id="yandex_rtb_R-A-280270-1"></div> <script type="text/javascript"> (function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-280270-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-280270-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks"); </script>