1

Повышение резкости в Darktable

[:ru]Повысить резкость снимка…. Если вдуматься в эти слова — оказывается это очень широкое понятие. Одно дело резкий переход между различными деталями фотографии, другое дело сохранение фактуры этих самых деталей, третье — четкость мелких и крупных фрагментов снимка. Плюс надо же регулировать экспозицию, световой баланс — а это тоже все влияет и на резкость изображения. В Darktable на первый взгляд совсем неплохо с резкостью — есть одноименный модуль, есть способ повысить ее с помощью модулей Высокочастотный фильтр или Эквалайзер, есть, наконец, Локальный контраст, который тоже вроде должен справляться с такой задачей. Но на практике все гораздо сложнее. Пришлось смотреть, а как дела обстоят в других цифровых редакторах изображений с резкостью, изучить теорию ее повышения. В результате родился порядок обработки, который прежде всего подходит к обработке пейзажей, а отдельные модули этого своеобразного пресета можно использовать и в других случаях.

Итак, начнем немного с теории. Первое требование резкости — это четкие, контрастные переходы между различными цветами и деталями снимка. Вообще резкость можно разделить на два понятия — четкость и разрешение. С первым все просто — она как раз и показывает четкость переходов между деталями и цветами снимка, зависит от качества объектива и ее можно исправить в редакторе. Разрешение же зависит от модели фотоаппарата. Причем дело не только в количестве пикселей и размере матрицы, а от технологий, используемых при изготовлении фотокамеры — вспомните «кашу» из листвы на снимках с дешевых мыльниц. А без этого разрешения резкость тоже не получится повысить полноценно — снимок с невысоким разрешением и высокой четкостью называют перешарпленным, плюс детализация достигается не именно резкими границами, а выходит наружу суть технологии – появляются ареалы. Это такая тонкая граница деталей, имеющая черный, с большим количеством цифрового шума, цвет. В идеале она должна быть как можно тоньше, вплоть до размера в 1 пиксель, чтобы быть максимально невидимой, но при низком разрешении снимка она увеличивает свои размеры, и вот тогда ее шумный, даже я бы написал, «ядовитый» цвет надо смягчить — поймать ту тонкую грань, когда такое смягчение не снизит достигаемый эффект, но и может сделать эту границу невидимой. Ну и конечно на резкость влияет окончательный размер снимка — для просмотра на мониторах она нужна одна, для печати — другая, для больших рекламных плакатах и постерах — третья. Последние, стоит заметить, имеют низкое разрешение, но учитывая, что на них смотрят с самого дальнего расстояния, этот недостаток нивелируются полностью.

Ну уже проще — все такое возможно сделать в Darktable, есть режимы смешивания с регулируемой непрозрачностью, есть инструменты, с помощью которых можно понизить насыщенность, есть параметрические и рисуемые маски наконец.

Возьмем вот этот снимок:

первый

Тусклый, но такие raw-файлы довольно легко правятся. Что тут с резкостью? Облака легко восстановить одним из методов из предыдущей статьи, а вот траву на переднем плане, листья, воду хотелось бы сделать и порезче. Попробуем включить стандартный пресет из модуля Эквалайзер Darktable, там их три «повысить резкость», «убрать шум и повысить резкость» и «Четкость». Второй сильно размывает картинку при шума. Остальные работают более-менее неплохо, принцип один — во вкладке Яркость прямая поднимается вверх, повышая яркостный контраст, только в первом случае это касается только мелких деталей (прямая имеет наклон, который можно легко изменить), а во втором — прямая поднята равномерно. Попробуем поднять значения до максимума, посмотреть, что изменится и какие артефакты полезут.

В первом случае просто картинка становится «перешарпленной», нет желаемой детализации, не хватает разрешения на такой высокий контраст мелких деталей, и ареолы очень заметны во втором все еще хуже:

второй

Появились глубокие тени, шум. Вывод такой — модулем Эквалайзер можно повысить резкость, но регулировать ее не слишком удобно, по сути подходит только первый профиль «повысить резкость», и то с большими оговорками.

По логике надо исправлять резкость в несколько этапов, поработать с механическим размытием, так или иначе возникающим при съемке или сканировании, отрегулировать общую насыщенность, или насыщенность отдельного цвета, если он дал паразитный оттенок, и между всеми этими способами потихоньку повышать контраст. Вот на основе такой теории и был сформирован порядок повышения резкости снимка, и его обработка в целом.

Выключим модуль Эквалайзер и применим модуль Низкочастотный фильтр с режимом смешивания Линейный свет и с непрозрачностью примерно 30%:

низко частот фильтр

Вообще перед повышением резкости советуют применить модули подавления шума, размыть немного детали, чтобы избежать вышеупомянутые ареолы, мы же воспользовались другой альтeрнативой.

Теперь включаем Высокочастотный фильтр, такой способ усиления резкости мы уже описывали, но отдельно он годится хорошо не всегда ставим тоже Линейный свет и ту же непрозрачность.

высок частот фильтр

Пока изменений не видно совсем, следуем дальше, включаем модуль локальный контраст, значения все оставляем по умолчанию, режим смешивания – Перекрытие, нам нужны средние тона — листва и трава, непрозрачность уменьшаем до 24%:

лок контраст

Заметим, весь снимок изменился, стал более ярким, насыщенным. Теперь нужно что-то типа Clarity. Но такого инструмента вроде нет в Darktable. А в конкурентах от adobe он есть. Но что это за инструмент? Это просто контурная резкость с большим радиусом размытия для средних тонов. Модуль же Резкость Darktable — Unsharp mask по своей сути, та же контурная резкость! А как задать приоритет обработки средних тонов— это включить в нужном модуле режим Перекрытие…

кларити

Радиус мы поставили самый большой, силу и порог — малые, непрозрачность — 40%. И создадим две копии модуля, не включая их пока, они нам понадобятся в самом конце обработки.

Теперь дальше — растянем тона и цвета, сначала применим модуль Цветовой контраст с половинной непрозрачностью режима Перекрытие, почему 33% – ориентировались по правому краю гистограммы. Красный еще вылетает вправо, но это поправим чуть позже.

Включаем Кривую тоновоспроизведения, режим смешивания — Тон, и чуть поднимаем ее изгиб в четверти темных тонов:

кривая тоновоспро

Теперь еще один трюк — в модуле Контраст-Яркость-Насыщенность увеличиваем яркость до 0,17 а насыщенность до 0,26 (тоже ориентир — гистограмма), а в модуле Сочность снижаем значение до 0.

СОЧНОСТЬ

Теперь окончательно разбираемся с гистограммой, включив модуль Тени и света в настройками, как в предыдущей статье, чуть сдвигаем два верхних слайдера, проявляя детали в светах и тенях:

тени света

Теперь самое интересное. Помните, мы сделали две копии модуля Резкость? И писали что модуль этот — не что иное как контурная резкость, известная во многих цифровых редакторах как Unsharp mask. В настройках по умолчанию стоят цифры Радиус — 2, Сила 0,50 и Порог 0,5. С последним все понятно, это величина усиления действия модуля, обычно его не трогают в большинстве из модулей. Ну а первые два параметра — те же самые, что и в Unsharp mask.

Мы воспользуемся одним очень популярным советом для повышения резкости с помощью этого инструмента. Оптимальными параметрами для повышения резкости во всех графических редакторах считается радиус Нерезкой маски 0,2-0,3 с силой 0,500. Но если создать два слоя — первый с режимом смешивания Только светлое, а второй — Только темное с непрозрачностью 40-60% – то получится идеальная вариант повышения резкости..

Вот так мы и сделали, это уже включены два модуля:

финал

Теперь о нескольких тонкостях — на этом скриншоте не сильно видны различия, да и резкость почти незаметна… Но если экспортировать снимок в JPEG или TIFF, то окажется что резкость уже на грани перешарпа и надо еще убирать непрозрачность двух модулей резкости:

финал1

Вот такая особенность Darktable — при использовании модуля Резкость глазам не стоит доверять. Даже наверно не особенность – а недоработка, баг, так сказать. Но главное знать о нем – и тогда можно без труда обойти эту проблему.

И еще пара нюансов. Если надо сделать ресайз экспортируемого снимка, резкость существенно падает, получается, чтобы сделать фото размером 900х600, надо сначала экспортировать в 16-битный tiff, не применяя последние два модуля резкости, а затем уже в этом файле воспользоваться ими и провести экспорт уже из этого tiff-файла. Этот совет, кстати, касается всех графических редакторов, резкость в них окончательно надо повышать только после изменения размера файла.

 [:]