1

Смягчающий фильтр Darktable

Большой перерыв в написании статей был вызван отчасти занятостью, финансовыми передрягами, новогодними каникулами и выходом Darktable 1.7, где было много изменений и получалось так, что несколько описаний модулей надо переписать практически с чистого листа. Но эта версия оказалась еще очень нестабильной и доставила множество разочарований — в плане быстродействия, прерывания работы модулей, отсутствия поддержки нескольких форматов и т. д. Поэтому вернулся на ветку 1.6, а теперь и в репозиториях Gentoo Darktable 1.7 временно недоступен. Вот что ответил на вопросы по этой версии один из разработчиков программы: I would recommend you to go back to 1.6 for a while. 1.7 version will be very unstable with the upcoming upgrade to gtk3 during some time.

Ну да ладно, выходы новых версий, обкатка, модернизация модулей — вечный и сложный процесс, нам же интересен конечный результат в виде удобного инструмента обработки RAW-файлов. Итак, статья посвящена модулю «смягчающий фильтр» плюс пример обработки отдельного фото — теперь статьи будут выходить именно в таком формате. Надо тоже меняться, раз меняется все вокруг. Домен продлен еще на год, поэтому шоу продолжается.

Модуль «смягчающий фильтр» Darktable расположен в группе модулей художественной обработки, это крайняя правая группа. Если кто у себя его там не найдет, нужно просто раскрыть снизу список модулей, они расположены там в алфавитном порядке, найти его и щелкнуть мышью. Так модуль добавится в основной список. Модули художественной обработки как правило имитируют действие различных «примочек» фототехники, известных со времен пленочных фотоаппаратов — фильтров, насадок и т. д. Есть и такой — смягчающий фильтр. Он использовался для придания фото легкой размытости, вокруг предметов получалось мягкое свечение, порой казалось, что на фото можно увидеть даже воздух, вернее игру света в воздушных потоках. Такой прием был распространен в романических сюжетах, то что сейчас объединено в жанре «love-story». И сейчас можно приобрести аналогичный фильтр на свой объектив. А можно имитировать его работу в фоторедакторе. То, что и будет сделано. Заодно повторим использование других модулей.

Итак, фото лошади. Хотелось проводить 2014 год какой-то жанровым снимком, практически открыткой для близких:

horseФото само по себе не слишком удачное, но в RAW есть вся информация о цвете, балансе белого, можно регулировать тональность, вполне достаточный набор для задуманного. Первым модулем будет базовая кривая, но не выставленная на автомате, а отрегулированная вручную. Я советовал отключать ее в большинстве случаев, но во всех правилах бывают исключения. Базовая кривая дает иногда дополнительный объем снимку, в нашем случае достигнуть этого с помощью других модулей не удалось. Итак, делаем кривую S-образной. Так обычно используют кривую тоновоспроизведения, но здесь будет базовая:

horse1Теперь цвет. Лучше при обработке придерживаться именно такого порядка — редактируем цветовую составляющую, потом регулируем тональность. Модуль «цветовые зоны». Поднимаем насыщенность цветов в одноименной вкладке. Именно этот модуль довольно мягко делает такую работу:

horse2Дальше идет кривая тоновоспроизведения — осветляем тон темных участков, повышая нижнюю часть кривой и затемняем светлые, понижая верхнюю:

horse3Уже неплохо, можно немного поднять цветовой контраст в одноименном модуле, но необязательно. Дальше поправим баланс белого, выбрав пипеткой участок лошади — все-таки она была белая:

horse4Обычно баланс белого стараются использовать в первую очередь, но здесь именно сейчас он пришелся кстати. Далее применим градиентный фильтр, но не к небу, а к земле — небо и так достаточно синее:

horse5Ну вот уже что-то, можно заняться художественной обработкой. Включаем модуль смягчающий фильтр, у него четыре инструмента в виде ползунков – «размер», «насыщенность», «яркость» и «смешивание». Первым регулируется размер размытия, и в большинстве случаев он остается нетронутым в позиции 50 — вполне универсально и не сильно влияет на общую картину. Насыщенность увеличивает интенсивность размывания, но лучше не трогать этот ползунок, позиция по умолчанию оптимальна, крайние положения портят всю картину обычно. Яркость меняет экспозицию размытия — делает ее темнее или светлее, тоже самое происходит и со снимком. Здесь уже нужно регулировать, смотреть что получится. Смешивание, четвертый ползунок, отвечает за силу эффекта — это и есть основной инструмент, в крайне левом положении размывания не будет совсем, в крайне правом снимок будет полностью в сильном тумане. Тоже нужно экспериментировать. В данном случае взяты значения по умолчанию:

horse7Стало похоже на открытку, осталось внести последние коррективы. Не нравятся темные пятна на боку лошади, есть способы их убрать, один из них это попытаться пятна просто размыть. Создаем копию смягчающего фильтра, включаем рисующую маску и создаем два контура для размытия:

horse8Очень аккуратно регулируем ползунки, осветляя и размывая пятна, чтобы не было границ с контуром. Это удалось, вот окончательный вариант снимка:

horse9И не уж глянцево-белая, но вполне хорошая картинка для поздравлений получилась.

Так же смягчающий фильтр удобно применять при создании черно-белых снимков, он придает воздушность и дополнительный объем фотографиям. Ну и применять это модуль в масках, размывая часть снимка градиентом, или какое-то выделение, как в нашем случае. Ну тут уже можно призвать читателей самим экспериментировать, и пожелать удачных обработок!

4 комментария к “Смягчающий фильтр Darktable”

  1. Прекрасно! Однако лошадка не чисто белая. И дело даже не в том что она НЕ чистая, а в том что кристально белую лошадку трудно найти в природе :)

  2. да их негде взять то – чистых и белых, это была обыкновенная деревенская лошадка..

  3. Спасибо автору за работу.
    Читаю сайт с самого основания.
    А нельзя ли пример обработки фото представлять с ссылкой на обрабатываемый файл? Я, думаю, было бы очень удобно, читая сайт, тут же повторять и закреплять примеры обработки у себя на компе.
    Ещё раз спасибо!

Обсуждение закрыто.