1

Раздельное тонирование в Darktable

Тонирование фотографий является очень популярным приемом при обработке изображений.

Причин много, придать особый колорит своему фото, исправив при этом мелкие погрешности, создать особый цветовой стиль серии фотографий (очень распространено при съемке love-story, свадебной фотообработке, репортажной или пейзажной серии. Круг применения тонирования в общем очень широк. Поэтому в большинстве фоторедакторов есть необходимые инструменты для тонирования. Не исключение и Darktable. В этом редакторе raw под Linux тоже можно делать это с помощью нескольких модулей. В группе модулей художественной обработки есть модуль Раздельное тонирование, Splittoning. Наверно, это самый удобный инструмент на данный момент. В использовании он довольно прост, рассмотрим его возможности и популярные методы тонирования.

Зачем вообще тонировать фотографии? Частично уже на этот вопрос был дан ответ, но он далеко не полон. Теперь отбросим спрос на модно затонированые снимки различных фотосессий, свадеб и подобное, вернемся к теории цвета в обработке фотографии. Исходный снимок может получится блеклым, а может наоборот, с сочными цветами, яркий. Сначала он нравится, но потом, приглядевшись, можно найти его и не таким уж удачным, слишком много цветов, слишком ярко. Некоторые цвета не гармонируют друг с другом. Был снимок тусклым плохо, обработали его в Darktable, стал слишком ярким, тоже плохо… Можно, конечно ослабить действия используемых модулей, но есть способ проще. Надо всего навсего добавить во все цвета серый тон, и краски станут более естественными. Вот на этом и базируется алгоритмы инструментов тонирования, добавление какого-либо тона в цвета изображения. Изначально серого, что и сейчас вполне актуально, ну а затем программы обработки цифровых изображений научились добавлять и любой цвет из используемого цветового пространства. Откроем панель инструментов модуля Раздельное тонирования. Она разделена на три части, Тени и Света, где расположено по два одинаковых слайдера, Тон и Насыщенность, и третья часть, с двумя слайдерами Баланс и Сжатие. С них и начнем. По умолчанию Баланс стоит в значении 50%, он отвечает как раз за уровень серого во всех цветах, чем его значение больше, тем темнее все цвета, и наоборот.

Сжатие ослабляет или увеличивает влияние модуля на весь снимок. По умолчанию стоит значение 33%, если сделать меньше, то тонирование снимка усилится. При 100% изменения будут не видны совсем. А что же за изменения? А это воздействие на снимок 4-х первых слайдеров. В части. Действуют они попарно одинаково, только первые два тонируют темные тона, Тени, а вторые — светлые, Света. Значение на слайдере Тон можно выбрать двумя способами — просто мышью сдвинув ползун на нужное положение, квадрат справа покажет, какой цвет выбран, или щелкнуть по этому самому квадрату, откроется дополнительное окно, где можно выбрать цвет уже более «продвинутым» способом:

dialog

Тут можно выставить и цифровые значения цвета, и его html-код, регулировать уровни RGB, и выбрать цвет с помощью пипетки. Ну а ослабить или усилить действие тона еще можно слайдером Насыщенность. Вот такие простые инструменты модуля на первый взгляд. Опять возвращаемся к теории, чтобы эффективно произвести раздельное тонирование. В классическом варианте обычно тени и света тонируют цветами, максимально контрастирующими друг с другом в цветовом круге. Да, для того, чтобы использовать этот модуль нужны дополнительные знания, обязательно узнайте, что такое цветовой круг и как его используют. Тогда и обработка raw в Darktable выйдет на новый уровень. Но из правил бывают исключения. Необязательно всегда выбирать контрастные цвета для раздельного тонирования. Покажем это примерах. Но сначала покажем, как выбирать контрастные цвета тона, в показанном выше диалоговом окне, чтобы не пользоваться сторонними цветовыми кругами, в Darktable все есть свое!

Вызываем открытие окна выбора цвета тона, как написано выше, щелкаем по квадрату. Видим к примеру такие значения:

dialog1

Можно просто мышью развернуть треугольник, вершина которого продолжена белой чертой на цветовом кольце на 180 градусов и получаем контрастный цвет. А можно прибавить к значению Тон 180, закрыть это окно, открыть его в противоположном разделе (Тени или Света) и вписать туда нажать Ок, треугольник развернется автоматически:

dialog2

Это для тех, кто любит абсолютную точность. Вот снимок с такими значениями:

Фото с яркими цветами, достаточно насыщенное, как детское вполне даже сойдет, применим к нему наш модуль с установками как описано выше:

van1

Изменения минимальны пока, были сделаны мгновенные снимки (как их сделать — следующая тема для видеоролика), справа до вертикальной черты модуль применен, слева нет, разницу сразу можно и не заметить. Повысим уровень серого в тонах, установив значение слайдера Баланс в 75%:

van2

Не напоминает цветовой сюжет из фотосессий на природе?…

Теперь снизим это значение до 25%:

van3

Вернулись к тому, как будто и не тонировали… Изменим значения слайдера Сжатие до 10%:

van4

Тоже неплохой вариант. Дальше можно экспериментировать в том же духе со своими raw-файлами в Darktable, выбирая свои сочетания. На официальном сайте программы есть пример, как тонируется черно-белое фото, принцип такой же, выбираем контрастные цвета, и раздельно тонируем снимок. В определенных сочетания это дает эффект сепии, сейчас такие снимки не сильно распространены, но как сделать сепию в Darktable представление иметь надо.

И еще один секрет, тонируем цвета снимка практически в один тон, снизу до тонирования, сверху после применения модуля:

fontan1

До этого к снимку было применено выравнивание гистограмы с помощью Микшера каналов, способ описан в предыдущей статье, добавив синие тона мы повысили контраст и убрали излишнюю «ядовитость» зелени. Но это еще не все. Режимы смешивания в этом модуле применять можно и нужно. Тогда отпадает надобность комбинировать со значениями Баланса и Сжатия. Просто выбираем режим Перекрытие (Overlay), и снижаем прозрачность до 80%:

fontan2

Это окончательный вариант и он довольно неплохой.

Если затонировать все в красное, то тоже получится неплохой эффект, это окончательный вариант, обратите внимание на струи фонтанов, красный тон выделил их на остальном тоне, если в кадре есть струи воды, можно тонировать их в красные тона, они будут тогда хорошо видны:

fontan3

Такие вот возможности у данного модуля, очень полезного не только в художественной обработке, но и в качестве завершающего этапа в цветокоррекции своего фото.

3 комментария к “Раздельное тонирование в Darktable”

Обсуждение закрыто.