1

Модуль Тени и света в Darktable

Многие инструменты графических редакторов предназначены для обработки недодержанных снимков. Это ясно — в цифровом негативе можно вытащить потерянные детали из темных участков снимка, в пленочной фотографии все наоборот — вытягиваются пересвеченные участки. Но эта информация так — для справки. Одним из модулей Darktable для восстановления изображения в темных участках является «Тени и света». Модуль и правда очень хорош в деле. Можно возразить — есть, например модули «коррекция экспозиции», «уровни» и т. д., которые неплохо справляются с такой задачей. Плюс режимы простых и параметрических масок — все есть, модуль «Тени и света» Darktable просто выглядит лишним. Но это далеко не так.Дело в том, что в Darktable обычно одним модулем не обойтись, лучше делать в каждом небольшие корректировки. В противном случае скорее всего полезут артефакты, пересветы, шумы, снимку грозит нежелательная постеризациия. Поэтому и приходится немного подкорректировать экспозицию, немного уровни, немного поиграться с кривыми, немного применить цветокоррекцию. Кажется немного замороченно, но зато изображение получится именно таким, каким фотограф хотел видеть его при съемке. Такая вот пропаганда умеренности при использовании Darktable….

Вернемся к модулю «Тени и света». Этот модуль позволяет произвести коррекцию тонального диапазона темных частей изображения (это тени) и светлых деталей (не так эффективно). «Тени и света» может вернуть детали снимка в тенях и светах путем повышения локального контраста. Для произведения корректировок в модуле имеется 6 ползунков и одно выпадающее окно. Первый сверху ползунок называется Тени (shadows). Сдвиг его вправо приводит к осветлению теней изображения или выбранных тонов (при использовании в модуле инструмента «параметрическая маска»), влево — наоборот, затемняет. Последнее, повторюсь не слишком перспективное занятие — из пересвеченных участков снимка вытянуть вряд ли что получится. Следующий ползунок называется Света (highlights), с его помощью можно также осветлить или затемнить тени, эти два инструмента работают как бы в паре, причем значения по умолчанию выставлены в 50 и -50 соответственно. Далее идет выпадающей список, где можно выбрать способ смягчения (soften with), их два — по Гауссу и билатеральный фильтр. По умолчанию стоит способ по Гауссу. Изменяют же значения способа смягчения для того, чтобы избежать появления артефактов — бывает билатеральный фильтр убирает их. Далее идет ползунок радиус (radius). Более высокие его значения дают более мягкие переходы между тенями и светами на изображении, но также может ввести артефакты в виде ореолов в местах переходов. Низкие значения радиуса будут уменьшать размер этих ореолов, но может привести к постеризации снимка. Так что пользоваться этим инструментом надо с осторожностью. Четвертый ползунок это сжатие (compress). Он контролирует как примененные изменения двух первых ползунков влияет на полутона. По умолчанию стоит среднее значение, при его увеличении изменения в тенях и светах полутонов становится все меньше, в крайне правом положении эффект от применения инструмента пропадает. Следующий ползунок это цветность теней (shadows color adjustment). Этот ползунок регулирует цветовую насыщенность в тенях, его высокие значения увеличивают; низкие значения вызывают десатурацию. Что тоже не так плохо — таким способом можно снизить шумы. Инструмент советуют оставить по умолчанию в значении 100%. Так снимок выглядит более естественно. И последний ползунок называется Цветность цветов (highlights color adjustment). Этот ползунок регулировки насыщенности светов, высокие его значения вызывают улучшение насыщения на затемненных участках; низкие значения там же вызывают десатурацию. Часто участки изображения не содержат достаточно информации о цветах. Поэтому скорее всего придется немного поэкспериментировать с этим параметром, чтобы найти наиболее подходящую значение в зависимости от конкретного изображения.

Ну и примеры работ. Этот модуль очень хорошо себя проявляет при редактировании фото, снятых в контровом свете. Закаты, рассветы, жесткий свет — как раз поле деятельности для этого модуля darktable. При такой съемке как раз получаются глубокие тени там, где на объекты в кадре не попадают прямые солнечные лучи. Вот довольно симметричный снимок — солнце не попадает в кадр, но оно заходит за горизонт слева и холмы получаются затемненными.

1shliНа скриншоте видно, что были увеличены значения как ползунка тени, так и света. Первый понятно — были осветлены холмы, второй же пришлось увеличить из-за образовавшегося в верхнем правом углу овального ореола в небе от солнца. Значение ползунка радиус увеличено, а сжатия уменьшено — так полутона изображения стали насыщеннее. Почему сразу не было экспонирования по холмам – хотелось поймать именно такой цвет неба, пришлось пожертвовать освещением холмов, вот первый снимок, где засвечено небо — его уже не исправить:

2shliВот такой же снимок заката, здесь просто первый ползунок сдвинут на 40 пунктов вправо, и второй и два последних изменены совсем немного — это тоже убирались артефакты в небе вокруг солнца и облаков. Остальные параметры оставлены по умолчанию, полутона в данном случае не важны.

Вот фото из глубокого оврага — и тоже склоны мало освещены, чуть сдвинули ползунок вправо — и появились на склоне трава и куст. Небо же осталось голубым. Что бы с ним стало, если применить модули Уровни или Коррекция экспозиции?

4shliМожно и там все исправить корректно, но это надо включать инструменты масок — нужно будет совершить много действий, а здесь всего одно. А вот показан пример изменения фильтра способа смягчения по Гауссу на билатеральный фильтр.

По Гауссу видны появившиеся ореолы между землей и небом:

7shliПростое переключение на билатеральный фильтр приводит к смягчению тонов и исчезновению артефактов:

8shliНо иногда появившаяся постеризация и десутаризация дает художественный эффект:

9shliСтановится ясно — модуль тени и цвета в Darktable очень многообразен по применению, всего не описать, надо экспериментировать со своими снимками и выработать свои приемы в обработке изображений.

3 комментария к “Модуль Тени и света в Darktable”

  1. Эмм..
    И последний ползунок называется Цветность цветов (highlights color adjustment). /шкафы дизайн/ Этот ползунок регулировки насыщенности светов,

    Если это гиперконтекстная реклама (или как она правильно зовется?), то Вы забыли ссылку на “шкафы” дописать. Не говоря уже о том, что “посыл” немного выбивается из контекста :).

    ну и
    “По Гауссу видны появившиеся ареолы между землей и небом:”
    “ореолы”, потому как “ареолы” (от слова “Ареола”) это уже несколько другое :).

  2. это был эксперимент, неудачный, с анкорами. И я как раз забыл, где его поставил, еще раз спасибо, удалю сейчас и поправлю…

Обсуждение закрыто.