Май 15

Работаем с Базовой кривой в Darktable

О модуле Базовая кривая уже была написана статья, но прошло время, и оказалось, что она не слишком точная. Признаю свою ошибку, что советовал отключать этот модуль повсеместно. Время показало, что в большинстве случаев этот модуль не так уж и плох. Единственно нельзя признать верным утверждение, что его нельзя использовать совместно с модулем кривая тоновоспроизведения. Есть такие случаи, но они не являются общими и распространенными. В той статье мало написано о работе модуля, больше места уделено доказательству того, что его лучше отключать. Что же, теперь покажем, где этот модуль совсем не так уж и плох. Ну первое — можно создавать свои профили с настройками фотокамер и добавлять свои кривые с помощью инструмента dt-curve-tool. Но это тема отдельной статьи, до конца весны можно ее будет прочитать на этом сайте. Вторая причина использовать этот инструмент — в режиме логарифмическая кривая, как уже писалось в предыдущей статье, две трети кривой отвечают за темные участки снимка, то есть тени можно редактировать более точнее. Единственно верным является отключение действия этого модуля по умолчанию, так как существующие профили очень не точны и почти всегда выбивают светлые участки, а сам снимок становится блеклым, тени тоже осветляются. Если в кадре есть небо, облака, то модуль придется скорее всего сбросить, затем переключить в режим логарифмическая кривая и попробовать поработать в нем. Ниже я объясню причину такого поведения базовой кривой, все довольно просто.

Но пока приведем практические примеры. Вот снимок с включенным по умолчанию модулем. Не слишком удачный, эспонировалось по небу, как результат трава темная, небо пересвечено, прочитав статью до конца можно будет понять почему у снимка такой вид.

one_landskape1

Отключаем его:

one_landskape2

Небо появилось, но все стало очень и очень тусклым и плоским. Дальше можно действовать двумя способами — перейти в модуль Кривая тоновоспроизведения, повысить контраст цветов в каналах a и b, отрегулировать яркость в канале L и произвести починку цветового профиля, как это сделать — описано во многих предыдущих статьях. Получится что то вроде этого:

one_landskape3

Но при таком количестве модулей Darktable есть и другие способы. Можно проделать похожие операции в модуле Микшер Каналов и Яркость, контраст , Цветовой контраст и закончить той же починкой профиля. Но если оптимизировать процесс обработки, то приходит понимание, что в разных случаях можно сделать все быстрее и нисколько не хуже, используюя меньшее количество модулей при обработке. В нашем случае все можно сделать проще, заходим в модуль Базовая кривая, двойным щелчком по квадрату с кривой сбрасываем текущие настройки, дальше переключаем в логарифмический режим. Теперь ставим точку в месте пересечения правого верхнего большого квадрата с нашей пока прямой кривой. Создаем еще одну точку, почти в самом низу кривой и тянем ее вниз, изменяя наклон кривой, затемняя тени, и как помним из предыдущих уроков, повышаем контраст. Все кривые практически во всех цифровых редакторах ведут себя одинаково — чем круче наклон, тем выше контраст, поднятие дуги вверх- влево осветляет снимок, вниз-вправо — затемняет. Траву хочется видеть посветлее, поэтому кривую примерно в середине квадрата дугой чуть поднимем вверх-влево:

one_landskape4

Теперь можно поставить точки в местах пересечения кривой и других квадратов, поменьше. Здесь можно регулировать света. Можно чуть осветлить или затемнить облака, подняв эти участки кривой вверх, можно попробовать опустить вниз. Но большого диапазона и точности не будет, лучше все таки использовать более точные инструменты для обработки светлых участков, чтобы поднять контраст и насыщенность цветов по желанию. Но мы с небом работу закончили на этом. Результат – снимку вернулся объем, совсем другой вид, он достаточно светлый, дальше можно делать на свой вкус, сделать цвета ярче и контрастнее, или оставить как есть. Причем в других модулях не нужны будут максимальные значения, и не надо боятся, что небо или земля «уйдут» в тень или свет. Получилась хорошая заготовка для дальнейшего редактирования..

Но надо быть очень внимательным — артефакты в этом модуле появляются очень быстро и внезапно. Зато можно уже не использовать модуль починка профиля — без него все получается довольно неплохо.

В принципе таким образом можно работать со снимками в любом жанре. И не стоит забывать еще одно, когда мы затеняем снимок, прогибая дугу вниз-вправо, а это часто придется делать в работе с этим модулем, еще убираются шумы, как цветные, так и другие. Ведь многие советуют снимать в RAW немного переэкспонируя снимок в плюс 0,3-1 EV, чтобы затем, с помощью одного из модулей, работающих в RGB, избавится от шума без применения модулей шумоподавления, особенно при съемке с высокими ISO. Обычно этими модулями являются Экспозиция и Микшер каналов Darktable, но ничто не мешает применить и Базовую кривую. Chanel Mixer конечно точнее этих двух модулей, но такая точность нужна не всегда.

Можно, конечно не обнулять модуль совсем из предустановленного. Профили различных производителей моделей камер хоть и неточные, но их можно просто подправить, тоже переключившись в логарифмический, как в данном случае:

Профиль включен по умолчанию:

one_landskape5

Это наоборот, очень яркий снимок и точка изгиба вправо находится выше, плюс небо засвечено, поэтому верхняя часть тоже опускаем вниз, ища границу между темнным небом и вот вот готовыми появится артефактами. Вот так профиль подвергся корректировке, это более удобно, чем совсем его сбросить:

one_landskape6

Ну теперь тоже дальше на свой вкус и цвет, единственно точно надо будет поднять резкость снимка, это можно сделать любым удобным способом, например в модуле Эквалайзер или Высокочастотный фильтр.

Как уже было замечено в первой статье о Базовой кривой, большинство снимков будут такими светлыми, первый пример все таки исключение. И поневоле возникает вопрос — почему же установлены такие светлые профили камер по умолчанию? Зачем так убиваются света? Выше был описан совет, фотографировать в RAW с плюсом 0,3-1 EV, чтобы потом убрать параллельно шумы. Но программное обеспечение большинства фотоаппаратов рассчитано на массового потребителя, и все сделано для удобства съемки в JPG, где получается недоэкспонированный снимок, и вот тогда такой профиль «вытягивает» его тени. Поэтому то и закрепилась нехорошая слава за модулем Базовая кривая в Darktable. Он копирует настройки фотоаппаратов, которые на самом деле предназначены для съемки в JPG…

Вот такой вот лимон. Из которого получится неплохой лимонад! Свойства этого модуля Darktable можно использовать с пользой для себя, единственно надо учитывать, что создан он не для RAW-файлов в большинстве случаев. В линейке топовых камер такого не наблюдается, профили почти всегда соответствуют снятому. Наверно разработчики программы начали исправлять эту странность программы и начали делать это с профессиональных фотоаппаратов. это всего лишь предположение и взгляд автора, может все и не так, как описано здесь.  А созданные профили своей камеры вполне могут пригодится, но корректировать их тоже придется. А как их создавать, расскажем на следующей неделе.


Метки:
Copyright 2020. All rights reserved.

Опубликовано 15.05.2015 dimma в категории "Все статьи", "модули цветокоррекции", "уроки Darktable на русском
<!-- Yandex.RTB R-A-280270-1 --> <div id="yandex_rtb_R-A-280270-1"></div> <script type="text/javascript"> (function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-280270-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-280270-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks"); </script>

1 COMMENTS :

Обсуждение закрыто.