Контраст яркость насыщенность в Darktable

О модуле Контраст яркость, насыщенность Darktable написано немного информации. Официальное руководство уделило ему совсем мало места, советуя выполнять аналогичные действия в других модулях программы, мотивируя это тем, что возможности у этого инструмента скромные и неточные. Может быть это и так, но это вполне рабочий способ улучшить свой фотоснимок, выполнив при этом минимум действий. Не зря же модуль расположен в группе базовых модулей. Просто сейчас модно обрабатывать свои фотографии с уклоном в яркость и насыщенность цветов, подражая рекламным плакатам. Таким делается все, от пейзажа до макро. Пользователи стараются на максимум выкрутить настройки своих фоторедакторов по насыщенности цветов и тонов, останавливаясь лишь при появлении артефактов. Дело вкуса — если кто хочет создавать такие изображения, без проблем, и у них будет много поклонников. Как сделать яркие фото в Darktable на этом сайте написана не одна статья, способов много, выбирай который больше нравится и действуй. В модуле Контраст яркость, насыщенность тоже все это можно сделать. Но хорош он не этим, а тем, что в нем очень наглядно можно увидеть тот порог, который отделяет откровенно аляповатую обработку с «ядовитыми» цветами от снимков, выдержанных в более строгом стиле, которые выглядят все же более привлекательно, чем будто раскрашенные фломастерами картинки.

Ну и плюсом этого модуля является его простота, три слайдера — по именам яркость, насыщенность и контраст, на них по ползуну, стоящих по умолчанию посередине положении ноль. Плюс возможность включить маски и режимы смешивания. Понятно, что этот модуль регулирует то, как он называется. С контрастом понятно — положительные значения слайдера увеличивают его, отрицательные — снижают. Насыщенность увеличивает чистоту каждого тона, избавляя его от примесей других цветов, визуально каждый из цветовых тонов становится более выраженным. Яркость по простому — это количество белого в снимке, положительные значения слайдера его увеличивают, делая весь снимок светлее, отрицательные — уменьшают. Обычно их увеличивают. Но у слайдера, как инструмента, есть отличия от кривой. Недостатком является ограниченная возможность для регулирования, только плюс или минус. Но как и в жизни, недостаток имеет и обратную сторону — зато легче избежать и вовремя заметить появление «ядовитых» цветов и артефактов. Все, кто занимается обработкой цифровых изображений, сталкивался с ситуацией, когда кривая уже приобрела замысловатую форму и тут стали заметны артефакты в том или ином месте. И поправить уже трудно, и жалко сбрасывать настройки. В случае со слайдерами такой проблемы нет, ползун можно сдвинуть и вернуть на место с абсолютной точностью. Как то уже писалось, что не на все такие инструменты в Darktable можно настроить горячие клавиши. Оказывается все достаточно просто, если щелкнуть правой кнопкой мыши на ползуне, открывается контекстное меню, где расходятся лучами прямые, предлагая переместить ползун на них. Но если приглядеться как следует, то справа можно увидеть мерцающий курсор, вот сюда то и можно вписать цифровое значение для перемещения ползуна по слайдеру. Если кто то не понял — в конце статьи короткий видеоролик, где показано все это. Не только при работе в этом модуле, здесь то можно назначить горячие клавиши, но и в других, в частности в модуле Микшер каналов Darktable, где на регулировку ползунов уровней красного, зеленого и синего горячие клавиши назначить нет возможности.

Вернемся к нашему модулю.

Вот один из примеров его использования.

Тусклый снимок, базовая кривая выключена:

cont0

Но включим его, чтобы повысить контраст Просто слайдер контраст самый невостребованный из трех, неудобен и желаемого эффекта добиться сложно. Поэтому базовая кривая, низ ее сделаем немного круче, а точку в верхнем правом углу большого квадрата вместе с кривой сместим влево, компенсируя затемнение, вызванное повышением крутизны кривой в нижнем правом углу:

cont1

А вот значения яркости и насыщенности сделаем уже в модуле Контраст яркость насыщенность.

Стоит заметить, что пропорции измененных значений двух слайдеров будут зависить от снимка, если он слишком светлый, то яркости надо прибавить поменьше, а насыщенности — больше, фото затемнится посредством насыщения цветовых тонов. Изменением контраста ничего не улучшить, здесь это пожалуй самый малоиспользуемый инструмент. Включаем режим смешивания, выбираем рассеянный свет. При применении этого режима, в зависимости от яркости исходного изображения, цвета снимка становятся более светлыми или более темными. Это похоже на освещение фотографии рассеянным световым источником. Действие очень похоже на режим перекрытие, но в данном случае белые и темные тона изменяются сильнее. Отрегулируем непрозрачность, уменьшив ее примерно на половину:

15-05-21_07-04-23

Если честно, такой вариант обработки впечатлил своей простотой и скоростью. Ни артефактов, ни эффекта фломастера нет, при желании можно еще уменьшить непрозрачность, что для этого снимка и было сделано. Просто приходится использовать более яркие значения для лучшего восприятия примеров. Если делать подобное с помощью модулей обработки тоновоспроизведения или цветокоррекции Darktable, нас ожидает небольшое разочарование — трудно будет оставить такой цвет метелкам камыша, при насыщении цветами фотографии они будут стремится стать более яркими, выделяясь на снимке, таково уж свойство желтого цвета и близких к нему оттенков. А здесь они остались такими же, как на самом деле выглядят.

Можно использовать и другой режим смешивания — направленный свет. Вот такой тусклый пейзаж:

2cont1

Действие направленного света похоже на то, как будто фотография подсвечена узким пучком света. Конечно такого эффекта, как от студийного освещения не получить, но все же кое-чего добиться можно. Если сдвинуть ползуны всех слайдеров, исключая контраст, в плюс на одинаковое значение, наше фото станет светлее, во многих случаях даже пропадут детали:

25cont1

Включаем режим смешивания, выбираем направленный свет, рассеянный свет такого эффекта не даст :

2cont2

Ну это может быть не окончательным вариантом, но все цвета естественные, а вот какая замысловатая кривая получается в модуле тоновоспроизведения:

2cont3

Построить ее не так просто, да еще три передних дерева уже стали «ядовитыми», искать где их поправить на трех кривых будет нелегко, придется переключать каналы a и b в ручной режим, отключать смешивание… В варианте с контрастом, яркостью и насыщенностью все намного проще и быстрее.

Становится понятно, что модуль Контраст яркость насыщенность в Darktable может быть очень полезным в обработке raw-изображений, только лучше его использовать в комбинации с другими модулями или включать режимы смешивания. Такая комбинаторика вообще характерна для Darktable, с ней придется столкнуться не раз в статьях на этом сайте.

В заключение короткое видео, где показана обработка первого снимка из примеров:

Но это еще не все. Зачем в слайдерах модуля отрицательные значения? Ведь редко когда нужно приглушать эти параметры снимков. Но иногда можно, если например усилить насыщенность цветов в Микшере каналов до высоких значений, а потом приглушить их. Операция небесполезна, как кажется сначала, эти можно убрать шум, не снижая детализацию снимка. Естественно, если фото изначально не очень шумное, для большего есть в Darktable специальные модули.

One thought on “Контраст яркость насыщенность в Darktable

  1. Другой способ визуализации цветового пространства — конус . Как и в цилиндре, оттенок изменяется по окружности конуса. Насыщенность цвета возрастает с отдалением от оси конуса, а яркость — с приближением к его основанию. Иногда вместо конуса используется шестиугольная правильная пирамида .

Comments are closed.